Докладываю: я завершил работу над текстом книги «Леонид Переверзев. Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе».
В марте 2006, когда Леонид Борисович Переверзев - первопроходец джазовой темы в отечественной культурологии - ушёл из жизни, его самый знаменитый ученик и последователь Алексей Баташёв писал в некрологе, опубликованном у нас на «Джаз.Ру»: «Спасибо «Полному джазу», там собирались его сочинения, всегда оригинальные, всегда художественно яркие. Надеюсь, что Кирилл Мошков, который непременно прочтёт эту строчку, продолжит собирание и организует издание переверзевского сборника, которому давно бы следовало выйти».
Строчку я, конечно, прочёл, и собирание продолжил.
При жизни Л.Б.П. передал мне для публикации на портале «Джаз.Ру» значительный объём текстов о джазе - примерно четверть своей обширной библиографии, причём всё больше работы, которые никогда раньше не публиковались на бумаге или выходили в сильно урезанном виде, приложениями к чужим текстам, сокращёнными статьями в журналах и т.п. Парадокс, но у пионера русскоязычного джазоведения за 50 лет работы не вышло ни одной собственной книги о джазе - только главы, кусочки, отрывки! А всё потому, что, с точки зрения советской системы, он не был профессиональным музыковедом: основным местом работы Переверзева был НИИ технической эстетики, основным занятием - теория дизайна, а в 90-е годы он стал заведующим лабораторией Института новых технологий образования. Как известно, факт работы советским композитором определялся не написанием хорошей музыки, а фактом окончания факультета композиции и наличием членского билета Союза композиторов, ну а книги о музыке должны были писать только музыковеды - выпускники теоретического факультета консерватории или, на худой конец, Гнесинки.
Тем не менее, я (как и два поколения до меня) вырос не на сочинениях музыковедов о джазе (за исключением работ Валентины Конен, на которые Переверзев бесконечно ссылается - она действительно была своего рода оазисом в советской музыковедческой пустыне), а на текстах Переверзева о джазе, и то доверие Л.Б., которое я (неожиданно для себя) завоевал в период нашей с ним интенсивной переписки в 2000-2004 гг. и благодаря которому оказался хранителем огромной (почти миллион знаков!) коллекции его джазовых текстов, я должен был оправдать.
В прошлом году издательство «Планета Музыки», где выходили мои собственные нонфикшн-писания, согласилось издать книгу Переверзева, «флагманом» и титульным разделом которой (из маркетинговых соображений) должна была стать обширная работа 1999 г. «Приношение Эллингтону», составленная Л.Б.П. в год 100-летнего юбилея Дюка. Наследник Л.Б.П., его сын Борис Переверзев, любезно дал разрешение на издание, и примерно за девять месяцев я собрал книгу из имевшихся у меня файлов с текстами Переверзева. Тексты очень разные, это не сплошь культурология или музыковедение - там есть и его просветительски-популяризаторские работы, и интереснейшие тексты докладов на различных конференциях (Л.Б. был колоссальный эрудит и большой мастер словесной импровизации), и портретные очерки о джазовых музыкантах и других «людях джаза», и пронзительный автобиографический, чтобы не сказать - исповедный, очерк «Бегство в джаз», который я уже перевёл на английский и намереваюсь использовать для пиара книги среди американских коллег (Л.Б.П. обладал широкими связями в американской джазовой среде, и многие джазовые люди, особенно старшего поколения, называли его своим другом). Для меня немаловажно, что при всей подразумевающейся светскости джазоведения работы Переверзева проникнуты евангельским духом и языком, и важнейшим разделом его эллингтоновского эссе является глава «Come Sunday: христианские мотивы в джазе Дюка Эллингтона».
Пока трудно сказать, когда именно выйдет книга, но что в 2011 г. - это почти наверняка.