Оригинал взят у
andrejchernecov в
Ольга Громыко, "Космотехнолухи"Неунывающий экипаж «Космического мозгоеда», продолжающий бороздить бескрайние просторы вселенной, неожиданно пополняется новым членом. Это снова киборг и
![](http://ic.pics.livejournal.com/andrejchernecov/14643434/198895/198895_original.jpg)
снова какой-то «неправильный». То ему сладости не нравятся, то напялит на себя бог весть что. Но, главное, что из-за него на команду сваливается куча неприятностей.
Итак, перед нами четвертая часть космической оперы Ольги Громыко о приключениях веселой компании, которую автор беззлобно обозвала «олухами». До этого были они «биолухами», «эколухами», «психолухами», теперь вот стали «технолухами». Принципиальной разницы для развития характеров самих героев от смены названий нет, хотя, разумеется, есть нюансы, прописываемые в сюжете. Так, в «Космотехнолухах» команда звездолета сосредоточена на борьбе с всемогущей «DEX-компанией» - монополистом в области кибер-технологий (хотя первоначально и не собиралась вмешиваться в дело о «сорванных» биороботах), а также озабочена поисками различных ноу-хау, позволяющих мирным торговцам выжить в условиях разгула космического пиратства.
Пираты традиционно для книг цикла изображены и тут весьма мрачными красками. Поскольку перед нами явно юмористическая фантастика, то и художественные средства автор берет из арсенала юмористики: злой шарж, гротеск, сарказм, насмешка. Злодеи не должны и не могут быть победителями, они всегда посрамлены и осмеяны. Особенностью этой книги становится то, чего романистка обычно избегала в предыдущих, поскольку дело доходит до прямого физического уничтожения мошенников.
Но, конечно же, не они являются гвоздем сюжета. Без них, естественно, было бы скучновато, но не более того. Главное внимание сосредотачивается на самих «олухах», их чувствах, поведении, взаимоотношениях, приключениях. Интересно, что в каждой части цикла на передний план выходит один или несколько героев, которым и уделяется основное внимание (при этом и остальные члены команды, разумеется, не предаются забвению). В «Космотехнолухах» таковыми становятся капитан звездолета Петухов и новый член экипажа, киборг Ланс. Наконец, мы знакомимся с героическим прошлым Станислава Федотовича, обстоятельствами, приведшими его на торговый космофлот. Книга полна ретроспекций, воспоминаний бравого капитана, делающих этот образ более полнокровным и цельным.
С «неправильным» биороботом дело обстоит сложнее. В некотором смысле этот персонаж становится дополнением к образу рыжего киборга Дэна. То, что не было досказано автором в плане роботехники будущего, получило объяснение и расшифровку в четвертой книге. Показано, что «срыв» биороботов может протекать различными способами, что предопределяется сферой предназначения той или иной модели. Ланс в большей мере искусственный машинный разум, чем человек. Это объясняется тем, что он еще «маленький» и еще недостаточно умеет формулировать сложные взрослые мысли. По сути, перед нами предстает картина генезиса
очеловечивающегося механизма. Возможно, стоило бы в этом плане ввести в сюжет киборга-девушку, чтобы различия между «дексами» стали еще более зримыми?
Тед, Полина и Дэн, как всегда, на высоте. Их шутки искрометны и афористичны, поступки продиктованы благими намерениями, которые порой неверно истолковываются окружающими и вызывают цепь ответных действий, запутывающих и без того непростые ситуации. Любопытно, что в романе намечена романтическая линия, показывающая сердцееда Теодора совсем в ином свете, чем это было прежде.
Очень удачными и убедительными получились в романе персонажи инопланетян. В «Космотехнолухах» встречаются и уже знакомые по предыдущим частям сериала расы, и совершенно новые. Некоторые своими повадками напоминают землян (те же хитрюги-авшуры), что придает повествованию юмористическую тональность, другие же резко противоречат представлениям о разумных существах (загадочные альбатросы, невероятные алькуявцы), что делает эпизоды о встречах с ними то остро-драматическими, то романтическими, то таинственно-загадочными. К несомненным удачам автора можно отнести и образы животных.
И этот роман, равно как и предшествовавшие ему «Космопсихолухи», богато проиллюстрирован черно-белыми рисунками работы художницы Екатерины Гаевской. В двухтомнике помещено 70 иллюстраций, помогающих более зримо представить самих главных героев, их друзей и недругов, питомцев и клиентов.
Цикл, по словам автора, завершен. Однако финал книги достаточно сложен и неоднозначен, так что при желании писатель вполне может вернуться к полюбившимся героям. Космос настолько бескраен, что в нем всегда найдется, где показать себя дружной и жизнерадостной компании, то и дело умудряющейся влипать в передряги.
Веселая история о приключениях компании друзей на пыльных тропинках далеких планет.