Оригинал взят у
roman_i_darija в
О человечности Сегодня годовщина расстрела крестьян в Кижах (1771 г.). Используемые в качестве рабов на государственных заводах, они просили заступничества у императрицы, а получили отряды князя Урусова, расстрелявшие двухтысячную безоружную толпу, собравшуюся у Преображенской церкви, из пушек:
"Картечь, картечь! - кричал в исступлении Урусов, и залпы били в упор, в толпу крестьян.
Три часа мятежники сопротивлялись, прячась в церкви и среди могильных плит. Убитых сносили в алтарь. После каждого залпа от церкви отлетали щепки. Свинец дымился и распространял кислый дым. Кровь, густая, как слюна, капала в пыльную крапиву.
К вечеру мятежники сдались. Восемьдесят человек во главе с Соболевым были согнаны на завод, закованы в цепи и отправлены в Петербург.
Всем им, по приговору сената, вырвали ноздри, выжгли на лице знаки; на лбу букву В, на правой щеке - О и на левой щеке - 3, и погнали на каторгу в Пелым".
(К. Паустовский. Судьба Шарля Лонсевиля).
В 1941 году финский лётчик получил приказ разбомбить Кижи. Он летел над землёй агрессора, захватившего десятую часть финской территории, над землёй безбожников, варварски уничтожавших не только финские храмы, но и свои собственные. Летел над храмами, которые при благоверных царях безжалостно расстреливались православным воинством заодно с истреблением верующего люда. И всё-таки, увидев красоту кижских храмов, финн
приказ нарушил...
Вера, чувство долга, любовь к родине - замечательные добродетели. Однако, без человечности все они ничто.