кое-что из Ясперса

Oct 15, 2007 22:23


Некоторые книжки усваиваются не сразу. И прежде чем усвоиться, взывает к жизни разные проверенные средства, среди которых старик Ницше, которому все нипочем и который почти во всем уверен, а в чем не уверен - то тоже разрешает. И сладостно припадать к этому источнику, после очередного романтического питья из заплесневелой лужи с Федором Михайловичем, которого, конечно, Великий Идеолог тоже никогда не затмит, как и тот его.

Вот и случилось почитать сугубо экзистенциальное мнение Ясперса, между прочим, затрагивающее как одно, так и другое, им все слилось в священном, чисто русском экстазе, в вечном_возвращении_к_питью_из_луж вечно превозмогающими и мир и себя бедными сверхчеловеками.

"В этом контексте вполне закономерна известная характеристика, которую Ницше дает Иисусу: "Подобная смесь возвышенного, больного и младенческого обладает хватающим за душу обаянием" (VIII, 255). Ему смешно, что Иисуса порой называют героем или гением. "Любой физиолог, строго говоря, употребил бы здесь совсем другое слово - слово "идиот"..." (VIII, 252). Слово "идиот" Ницше понимает при этом точно в том же смысле, в каком Достоевский называл "идиотом" своего князя Мышкина3 ."
_____________________________

"Уже первоначальная апостольская община представляла собой, по Ницше, "мир, словно вышедший со страниц русского романа, - прибежище отбросов общества, нервных больных и инфантильных идиотов" (VIII, 254). А в позднеантичном мире эти люди повсюду встречали родственные души. Ибо в недрах здорового язычества давно уже росло антиязычество - уродливые и больные религиозные формы, против которых боролся еще Эпикур. И вот христианство "проглотило и усвоило" учения и обряды всех подземных культов Римской империи, бессмысленные порождения всех видов больного разума". Ибо "судьба христианства заключается в том, что вера его не могла не стать столь же больной, низменной и вульгарной,"

_______________________________

Кончается это, как правило, разрядкой - приземлением воспарившего в заоблачные христианские высоты духа. Так возникают псевдоморфозы христианских идеалов. Среди всех этих псевдоморфоз Ницше признает некоторое достоинство лишь за иезуитством. Но ничего, кроме презрения, не заслуживают, с его точки зрения, такие псевдоморфозы христианских идеалов, как обмирщенная мораль, либеральное и социалистическое мировоззрение - этакие помочи, с помощью которых христианство до сих пор направляет каждый шаг европейскою человечества, несмотря на все его якобы неверие,"

______________________________

""Либерализм, социализм, демократия, какими бы антихристианскими лозунгами они ни прикрывались, суть для Ницше порождения утратившего напряжение и расслабившегося христианства. Именно в них христианство продолжает сегодня жить; благодаря удобной лжи христианского происхождения в светском обличье оно сохраняет себя и свое влияние. Нынешние философия и мораль, "гуманизм" и в особенности идеалы равенства - не что иное, как завуалированные христианские идеалы. "

мысли вслух, цитаты

Previous post Next post
Up