Адам Грант - профессор Уортонской школы бизнеса, изучающий психологию взаимоотношений, автор книги "Брать или отдавать?".
Третья из серии статей о женщинах и карьере. Шерил Сэндберг и Адам Грант рассказывают о том, как женщины занимаются «обслуживающим трудом» в офисе.
Поздним вечером в пятницу в одну из ведущих консалтинговых фирм поступил срочный запрос от клиента. Первой вызвалась поработать над этим девушка-менеджер. Она к тому моменту провела весь день, встречаясь с младшими коллегами, которым нужен был совет по работе, хотя они и не входили в её команду. А ещё на той неделе она обучала нескольких новых сотрудников, помогла коллеге доработать презентацию и согласилась продумать план вечеринки в офисе. Когда пришло время для ревью на управляющую позицию в этой фирме, казалось, что её безупречная репутация как командного игрока в сочетании с замечательными результатами работы гарантируют ей это место. Однако повышение было отложено на шесть месяцев, а затем и на год.
Такова печальная реальность в компаниях по всему миру: женщины помогают другим больше, однако получают за это меньше. Согласно глубоко укоренившимся стереотипам мы ждём от мужчин амбициозности и нацеленности на результат, а от женщин - коллективизма и заботы. Когда мужчина предлагает помощь, мы возносим ему хвалу. А когда помогает женщина, мы в меньшей степени чувствуем себя в долгу. Она же прирождённая общественница, так? Она сама хочет помогать. Справедливо и обратное. Если женщина отказывается помочь коллеге, она меньше нравится окружающим и её карьера страдает. Но если отказывает мужчина, ему это ничем не грозит. Мужчина, который не помог, просто «занят», а вот женщина - «эгоистка».
[Читать дальше]В исследовании под руководством психологини из Университета Нью-Йорка Мадлен Хейлман (Madeline Heilman) участники оценивали качество работы сотрудников мужского и женского пола, которые оставались или не оставались допоздна, чтобы помочь своим коллегам подготовиться к важному собранию. За помощь и работу до глубокой ночи мужчина получил рейтинг на 14% выше, чем женщина. Если же оба отказывались, то женщину оценивали на 12% ниже, чем мужчину. Раз за разом за аналогичный объём внеурочной работы шансы мужчины на повышение, перевод на важные проекты, премии и увеличение зарплаты были значительно выше, чем у женщины. Женщине нужно было помогать другим просто для того, чтобы её воспринимали так же хорошо, как мужчину, который не помогал.
Недавно знакомая нам руководительница высокого уровня присутствовала на собрании совета директоров вместе с младшими по рангу коллегами, и вдруг председатель попросил её принести ему газировки.
Гарвардская профессорка Розабет Мосс Кантер (Rosabeth Moss Kanter) сделала наблюдение, что именно женщины выполняют львиную долю «обслуживающего труда» в офисе - разного рода административные задачи, которые важны, но никак не оплачиваются.
Кто-то должен делать заметки на собраниях, собирать деньги и бронировать переговорки - и, как часто бывает с работой по дому, этот кто-то обычно женского пола.
Джоан Уильямс (Joan C. Williams), профессорка в колледже права Хейстингса, Калифорнийский университет, обнаружила, что от специалисток в области бизнеса, юриспруденции и науки до сих пор ждут, что они будут приносить булочки, отвечать на телефонные звонки и вести заметки. Эти дела не просто отнимают ценное время, они мешают женщинам использовать имеющиеся у них возможности. Ведь те, кто прилежно записывает каждую высказанную во время совещания мысль, почти никогда не высказываются сами.
Когда мужчины помогают кому-то, они с высокой вероятностью будут делать это публично, тогда как женщины чаще помогают без привлечения к себе внимания. Исследования доказывают, что мужчины с большей вероятностью будут делать что-либо, если это будет очевидно для всех: например, приходят на дополнительные совещания, тогда как женщины берут на себя более адресные задачи, пожирающие много времени: например, помогают другим и обучают коллег. По выражению профессорки Джойс К. Флетчер (Joyce K. Fletcher), преподающей менеджмент в колледже Симмонс, общественный вклад женщин зачастую попросту «испаряется».
Помощь коллег друг другу как за закрытыми дверями, так и на публике очень важна для успеха компании. Исследования говорят о том, что более слаженные команды добиваются более высоких доходов, продаж, качества, эффективности, прибыли и удовлетворённости клиентов. Однако работа на благо общества может выйти боком. Анализ 183 исследований в 15 странах, охватывающий десятки должностей, выявил, что женщины гораздо больше подвержены эмоциональному выгоранию. Стараясь позаботиться о других, женщины часто жертвуют собой. Среди тысячи сотрудников будет на 80 случаев выгорания женщин больше - в основном потому, что они забывают сначала надеть «кислородную маску» на себя, а потом уже бросаться помогать другим.
Нам нужно не только выровнять баланс в работе по дому и заботе о детях, но и добиться равного выполнения и равной оценки «обслуживающего труда» в офисе. Это значит прежде всего признать, что неравенство существует, а затем исправить его.
Многие организации регулярно проводят оценку личных достижений персонала. Почему бы не учитывать также случаи добровольной помощи? Кроме того, нужно распределять общественные задачи равномерно, а не просто полагаться на добровольцев - таким образом можно гарантировать, что поддерживающая работа будет должным образом разделена, замечена и оценена.
Женщинам в этой ситуации важнее всего изменить отношение к проблеме: если мы хотим заботиться о других, надо позаботиться и о себе. Адам (Грант, соавтор статьи. - Прим. перев.) провёл сам и проанализировал множество исследований, доказывающих, что женщины (и мужчины) добиваются наибольших успехов при наименьшем выгорании, когда ставят свои собственные потребности на одну доску с потребностями других. Расценивая свою значимость так же, как значимость других, женщины, возможно, почувствуют себя меньшими альтруистками, но зато они смогут получить больше влияния и сохранить больше энергии. Благодаря этому они в конечном итоге смогут больше сделать для других.
В той консалтинговой фирме менеджерка, которую обошли с повышением, нашла более эффективные способы помогать людям. Вместо того чтобы встречаться с каждым из десятка менее опытных коллег с глазу на глаз, она начала приглашать их вместе на обед. Это сэкономило её время и одновременно породило группу взаимопомощи. Вместо того чтобы решать вопросы по мере их поступления с помощью долгих телефонных звонков, она составила список ответов на частые вопросы и разослала его коллегам. А когда клиенты обращались с нереальными запросами, она не отговаривалась занятостью, а объясняла, что это чрезмерно напряжёт её команду. Поясняя, что она защищает других, эта женщина одновременно получала возможность сказать нет и сохранить репутацию участливой коллеги. Все эти изменения в итоге помогли ей занять желаемое место в управлении фирмой.
Мужчины могут помочь решить эту проблему, высказываясь о ней. В предыдущей статье мы сказали, что у мужчин есть привычка доминировать на совещаниях и перебивать женщин. Но мы не просим их совсем замолчать: мужчины могут использовать свой голос для того, чтобы привлечь внимание к вкладу женщин в общее дело. Кроме того, мужчины могут взять на себя часть не самых престижных обязанностей на работе. Недавно мы присутствовали на собрании, где 30 генеральных директоров обсуждали за обедом о том, как сократить гендерный разрыв. В помещении было примерно равное число мужчин и женщин, и мы предположили было, что «обслуживание» собрания ляжет на женские плечи. Однако конспектировал обсуждение только основатель Virgin Group Ричард Брэнсон.
Часто говорят, что инициатива наказуема. Так быть не должно. Мы все останемся в выигрыше, если помогать другим будут как женщины, так и мужчины, получая за это равное вознаграждение. Мы надеемся, что читатели тоже предпримут какие-то шаги в этом направлении и расскажут о результатах в комментариях к этой статье здесь или на Facebook.