Ссылка на рецензию на сайте "Вокальный мир":
http://vocalworld.ru/note.html?20170907175440 5 сентября в моём любимом Большом зале Консерватории состоялся интереснейший концерт «Шедевры мировой оперы», открывший консерваторский вокальный сезон. Великолепные певцы и певицы Агунда Кулаева, Алексей Татаринцев, Альбина Шагимуратова и Василий Ладюк выступили с Большим симфоническим оркестром имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева. Первое отделение было целиком посвящено русской оперной классике, второе - зарубежной. В программу грандиозного вокально-симфонического вечера была составлена из очень многих арий и дуэтов, которые я обожаю, и дополнена красивейшими инструментальными фрагментами. В Половецких плясках, каватине Нормы и Триумфальном марше из «Аиды» участвовал также хор «Мастера хорового пения» под руководством Льва Конторовича.
Открывала концерт очень редко исполняемая и сложная симфоническая сцена «Похвала пустыне» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова. Оркестр и дирижёр с самого начала продемонстрировали высочайший уровень исполнения, в частности, исключительное тонкое чувство динамических нюансов. Красивейшее интермеццо из оперы «Сельская честь» также стало одним из самых ярких номеров вечера.
Наконец-то после более чем трехлетнего перерыва я услышал изумительную Альбину Шагимуратову, незабываемую Виолетту из Большого театра и Лючию и Амину из программы «Сцены сумасшествия» в Доме Музыки. Не зная программы концерта заранее, я почему-то предполагал, что в этот раз Альбина представит слушателям, наряду с другими произведениями, именно первую арию Снегурочки и каватину Нормы. Во всех ариях и дуэтах необыкновенно мощный и густой, но в то же время завораживающе мягкий голос Альбины лился свободно и естественно, с запасом заполняя большой зал и потрясающе обволакивал слушателей. Певица с самых первых фраз также очаровала волшебным и совершенно неповторимым тембром тёплого и даже солнечного оттенка, одновременно наполненный тёмными красками. Впервые в Снегурочке я слушал такое плотное сопрано, однако технически сложные фразы у Альбины также прозвучали очень достойно. Каватину Людмилы, мою самую-самую любимую оперную арию, не считая мелодии Леоноры «Pace mio Dio», я тоже был очень рад услышать. Здесь в плане техники мне больше понравилась вторая половина арии. Ещё в январе 2013 года, сразу после концерта сольного концерта певицы с Семёном Скигиным, я предположил, что одним из коронных номером Альбины может являться каватина Нормы, самая известная ария из моей самой любимой оперы. И исполнение Альбиной этого фрагмента в БЗК действительно стало одним из лучших на моей памяти. Первые строки каждого куплета звучали весьма тёмным тембром на мецца воче, но в ещё больший восторг меня повергли завершающие фразы каждой строфы. Верхние ноты отличались удивительной мягкостью и наполненностью, но и при ходе вниз звук оставался столь же насыщенным. А в финале арии певица восхитила тончайшим пианиссимо, которое мы прекрасно помним по «Травиате», в первую очередь по дуэту Виолетты и Жоржа Жермона. Дуэт Адины и Неморино тоже замечательно лёг на «тяжёлый» голос Альбины, сильнейшее впечатление оставили густой звук и чарующие тёплые обертоны, я снова просто наслаждался выдающимся голосом певицы. Дуэт Розины и Фигаро тоже прозвучал сочно и выразительно.
Одна из моих любимых меццо-сопрано обворожительная Агунда Кулаева потрясающе исполнила несколько интереснейших оперных сцен из своего необычайно широкого и многогранного репертуара. Неоспоримыми достоинствами великолепной Агунды в любых ариях и дуэтах являются неописуемые мягкость и совершенство звуковедения, невероятно приятный и богато окрашенный тембр, светлый и яркий в верхнем регистре и тёмный и густой в нижнем, и удивительно тонкая продуманность и прочувствованность интонаций. Почти ни у кого я не слышал настолько безупречного владения голосом, и эта неописуемая отточенность зависающих в воздухе длинных нот - на мой взгляд, действительно что-то необычайно прекрасное. Любашу Агунды Кулаевой я люблю именно за эту необычайную выразительность вокала. В этот вечер прозвучали два фрагмента этой партии: дуэт с Григорием Грязным (Василием Ладюком) и ариозо из второго акта. Дуэт, особенно его заключительные фразы, Агунда исполнила плотным звуком, ариозо - чуть более лёгким, но густым, с потрясающей отделанностью нюансов. Дуэт Кончаковны и Владимира Игоревича из «Князя Иогря» Агунда Кулаева и Алексей Татаринцев спели впечатляюще артистично, с удивительно естественным звучанием во всём диапазоне. Оперу Пьетро Масканьи «Сельская честь» и конкретно романс Сантуццы я страстно полюбил ещё в начале 2011 года, а следующим летом понял этот фрагмент ещё более глубоко благодаря тому, что с ним выступали многие участницы конкурса меццо-сопрано памяти Федоры Барбьери, на котором я присутствовал. И у Агунды Сантуцца в этот вечер, как и всегда, прозвучала потрясающе проникновенно, с неописуемо красивой и очень запоминающейся окраской звука. В обожаемом дуэте Лакме и Маллики любимую Агунду я слушал впервые, и замечательные голоса Альбины Шагимуратовой и Агунды Кулаевой сливались в удивительно сочно и совершенно неповторимо окрашенный звук. Сольные фразы в дуэте в исполнении обеих певиц звучали также аккуратно, мягко и насыщенно.
Мой самый любимый певец Алексей Татаринцев в арии Владимира Игоревича и дуэте с Кончаковной (Агундой Кулаевой) продемонстрировал лёгкий, но объёмный и богато окрашенный звук, необыкновенно сочные и яркие ферматы, невероятно приятную манеру звукоизвлечения и безупречным контроль над голосом. Во втором отделении так же, как и в первом, исполнение каждого номера отличалось точным попаданием в стиль и неизменным вокальным совершенством. Арию Вертера, которую я очень люблю, Алексей спел очень эмоционально, весьма плотным для лирического тенора звуком, а в дуэте Адины и Неморино голос уже был более лёгким, но при этом сфокусированным, с уверенным верхним регистром. Певец голосом и актёрской игрой замечательно раскрыл образ Неморино. Также я хотел бы отметить изумительное слияние голосов в дуэте Надира и Зурги (с Василием Ладюком), где тембр Алексея обрёл более тёмный оттенок. И в номере на бис - квартете из «Риголетто» - самое сильное впечатление произвёл именно Алексей Татаринцев. Такого яркого и глубокого и безупречно отделанного голоса в партии Герцога я не слышал больше ни у кого, и в этот раз Алексей был особенно прекрасен в плане как тембра, так и уверенности звучания даже в сравнении со спектаклями в Новой Опере и в Центре оперного пения. Ещё необыкновенно хороша благодаря изумительно глубокой и тонко соответствующей роли окраске голоса была Агунда Кулаева - моя самая любимая Маддалена. Брави!
Один из моих любимых лирических баритонов Василий Ладюк в первом отделении впервые предстал в образе Григория Грязного, сначала исполнив арию, с которой и начинается «Царская невеста», а затем и дуэт с Любашей. Я привык считать, что Грязной - это партия для драматического голоса, однако Василий Ладюк тоже был в ней удивительно хорош, приятно поразив безупречным владением голосом и прекрасной дикцией, голос замечательно летел в зал. Все грани удивительного таланта певца раскрылись в арии короля Альфонсо из «Фаворитки» Доницетти. В частности, восхитительны были очень приятный и тонко сочетающийся с музыкой тембр и завораживающе плавное легато. И эта ария, особенно её первая, медленная часть, мне настолько понравилась не только в отношении исполнения, но и в плане музыки, что моментально стала одним из моих самых любимых оперных фрагментов для баритона. А в дуэте из «Севильского цирюльника» мы увидели впечатляюще техничного и артистичного Фигаро.