Mar 04, 2017 22:39
2 марта я впервые побывал на опере Шарля Гуно "Фауст". Это была самая первая опера, о существовании которой я узнал, не считая "Кармен" - ещё осенью 2004 года, и даже о том, что есть такие оперы, как "Травиата", "Иоланта" и "Севильский Цирюльник", я первый раз услышал лишь на несколько месяцев позже. Однако до начала любви к оперной музыке мне ничего не было известно о "Фаусте" Гуно, кроме строчки "Люди гибнут за металл" из русского текста куплетов Мефистофеля. А в этом сезоне мне уже казалось, что именно "Фауст" является самым существенным пробелом в моей личной оперной статистике. И в третью серию премьерных спектаклей в моей любимой Новой опере я наконец-то этот пробел восполнил. В разных источниках имеются разночтения в отношении деления оперы "Фауст" на акты, и в моей рецензии я хотел бы придерживаться классификации, которая дана в выпущенной театром программке. Тогда число действий и последовательность актов и антрактов оказываются такими же, как и в "Ромео и Джульетте" этого же композитора - сначала первое и второе действия, затем третье, а после второго перерыва четвёртое и пятое.
На мой взгляд, постановка "Фауста" оказалась столь же удачной, что и "Ромео и Джульетты". Особенно интересными я считаю декорации ко второму и третьему актам, где очень правдоподобно и красочно изображены площадь перед городскими воротами и сад около дома Маргариты. На мой взгляд, зелень в саду и горбатые мосты через речку представляют собой великолепный пейзаж. Интерьеры кабинета доктора Фауста в самом начале спектакля я тоже считаю совершенно адекватными, как и отсутствие каких-либо декораций, кроме чёрного фона, в заключительном действии.
Музыка "Фауста" мне показалась очень проникновенной и при этом разнообразной (несмотря на заметное в некоторых местах сходство с "Ромео и Джульеттой") и сама по себе произвела очень сильное впечатление. Очень тонко передают события оперы и характер персонажей и лирические, и драматические сцены, и куплеты и марши. И снова мне очень понравился дирижёр Андрей Лебедев. На протяжении всего этого грандиозного произведения оркестр Новой оперы играл очень чисто и ярко, с богатым тембром и восхитительным разнообразием динамических оттенков. Чарующе и возвышенно, в частности, звучали длинные ноты в увертюре и других симфонических фрагментах. Великолепен был хор театра, как в сцене на площади, так и в финальном хоре ангелов на пиано.
Лирико-драматический тенор Хачатур Бадалян великолепно исполнил титульную партию Фауста, плотным и мягким звуком тёмного тембра, с прекрасным контролем над голосом. Певец очень точно передал интонациями состояние своего героя в первом действии, а затем, в каватине, на мецца воче и пиано парящий звук чарующе зависал в воздухе и снова становился крепким после красивых крещендо. И потрясающе эмоционально, отточенно и ровно прозвучала финальная сцена, в голосе певца не было ни единой шероховатости.
Один из моих любимых басов Евгений Ставинский, по замечательному голосу которого я очень соскучился, произвёл совершенно изумительное впечатление в роли Мефистофеля. Уже в первых двух действиях, в том числе, в знаменитых куплетах, Евгений Евгеньевич продемонстрировал очень глубокий, яркий и сочный голос и благородную манеру звучания, которая, на мой взгляд, является неоспоримым достоинством пения даже у отрицательных героев, так как я всегда очень ценю совершенство вокала. Мне почему-то несколько лет казалось, что серенаду Мефистофель поёт в начале оперы, а куплеты - ближе к концу, а теперь выяснилось, что это происходит с точностью до наоборот. В третьем действии Евгений Ставинский по-прежнему пел очень ровно и естественно и, как и в куплетах, делал очень точные интонации, раскрывающие образ Мефистофеля, даже несколько зловещие. С очень богато окрашенным тембром прозвучало "Обращение к ночи". А в двух последних действиях, в том числе, в серенаде, звук стал более тёмным и густым, замечательно обволакивающим. Браво!!!
Очаровательная Ирина Байкова выступила в роли Маргариты. Нежным и тёплым голосом почти прозрачного, но ненавязчиво окрашенного тембра Ирина спела первую, медленную часть арии (до обнаружения ларца с драгоценностями). Лёгкий лирический звук, чистый, аккуратный и невесомый, волшебно парил над залом, я слушал и наслаждался. Очень эмоционально, несколько более звонким голосом певица исполнила самую известную часть арии. После второго антракта я окончательно понял, что совершенно правильно знающие люди говорили, что остальная партия Маргариты абсолютно не похожа на арию. Если по третьему акту можно было только сказать, что следующие сцены более медленные (и при этом в основном лирические), то четвёртое и пятое действия почти целиком написаны, пожалуй, для драматического сопрано, по крайней мере, требуют очень крепкого голоса. Однако Ирина Байкова и здесь показала превосходное владение голосом, и сцена на ступеньках храма, исполненная невероятно проникновенно, стала, пожалуй, наиболее удачным фрагментом в исполнении певицы, наряду, конечно же, с балладой о фульском короле. Также очень выразительно, светлым, однако уверенным и более крепким звуком, чем в третьем акте, Ирина спела и финальную сцену в тюрьме.
К моей радости, партию Валентина исполнял один из моих любимых лирических баритонов Алексей Богданчиков. Чистый и чарующий голос певца завораживал удивительным совершенством звуковедения и плавностью кантилены. Очень прочувствованно, мягким и сочным звуком, с красивыми ферматами Алексей спел знаменитую каватину, часто звучащую на концертах. А в сцене поединка с Фаустом, также прозвучавшей очень прочувствованно и уверенно, голос стал более плотным, а тембр - густым.
Великолепная Анна Синицына спела Зибеля свежим и ярким, округлым и достаточно плотным голосом, звучавшим свободно и естественно. Тембр был даже в некоторой степени напоминал именно голос мальчика, но в нём прослеживались неповторимые краски, всегда заметные в пении Анны. В этом спектакле певица была очень удачно загримирована под молодого человека.
Ирина Ромишевская (Марта) пела красивейшим связным звуком, мягким, густым и насыщенным множеством обертонов.
Фауст,
Ирина Байкова,
Евгений Ставинский,
вокал,
Андрей Лебедев,
Алексей Богданчиков,
опера,
Новая Опера,
Анна Синицына,
Ирина Ромишевская,
Хачатур Бадалян,
музыка,
Шарль Гуно