Концерт в Голицынском кабинете: А.Басаргина, О.Лесничая, Л.Молина, Н.Мебония и другие

Aug 30, 2014 22:06

29 августа в Голицынском кабинете состоялся замечательный гала-концерт блистательной Аллы Борисовны Басаргиной и великолепных солистов Центра Оперного пения - моей самой любимой певицы Оксаны Лесничей, в очередной раз порадовавшей волшебным голосом и неописуемо чарующим пением, потрясающей контральто Любови Молиной, которая превзошла все мои ожидания и была столь же хороша, и тоже выступившей выше всяких похвал молодой сопрано Нестан Мебония (второе моё сопрановое открытие за два дня!), баса Давида Целаури и тенора Вячеслава Леонтьева. Почти все вокалисты очень понравились, они были просто великолепны. Концерт стал одним из самых насыщенных по своей программе вообще из всех, на которых я был, он продолжался где-то три с половиной часа с одним антрактом, и я просто БЕЗМЕРНО БЛАГОДАРЕН Алле Борисовне за подготовку такого объёмного и такого сложного мероприятия, и вокалистам, которые так прекрасно пели для нас на этом благотворительном концерте. Ведь все они искренне хотели петь для нас, и это очень хорошо чувствовалось. И какие у них у всех чарующие, совершенные, насыщенные, яркие и свежие голоса!!! Как же эти голоса было приятно слушать!!! И притом, как я люблю эти голоса, которые действительно яркие, мягкие и отточенные, таким прямо праздником стал для меня этот концерт! Как и предыдущее мероприятие в Голицынском кабинете, на котором я был! У меня просто нет слов для благодарности Алле Борисовне, певцам и певицам!!! Спасибо всем огромнейшее!!! Так же, как и тогда, программа была напечатана, но там были указаны только имена солистов. Более подробную программу (кто за кем), мне кажется, не имеет смысла писать, так как я планирую, рассказывая о выступлении каждого вокалиста, перечислить все исполненные им произведения.
Поскольку именно Любовь Молина в этот вечер пела больше всех и стала одной из главных его героинь, то с неё я и начну рассказы о выступлениях каждого участника концерта. Когда Алла Борисовна первый раз объявляла Любовь Молину, то представила её как одну из любимых учениц Галины Вишневской, которая после самого первого прослушивания сказала: "Вот это голос, с этим голосом очень интересно будет работать". Алла Борисовна ещё сказала, что Любовь Молина пела почти во всех спектаклях Центра оперного пения, очень много гастролирует, можно даже сказать, принадлежит всему миру, поёт всё и поёт прекрасно. И выступление певицы полностью подтвердило слова внимательной и мудрой Аллы Борисовны. Сначала Любовь Молина исполнила два романса - "Ночь" Рубинштейна  и "В молчаньи ночи тайной" Рахманинова. С самой первой ноты так впечатлял этот густой, плотный и обволакивающий голос, отличающийся неповторимым чарующим контральтовым тембром и всегда прекрасно сфокусированный и льющийся так свободно, уверенно, ярко, стабильно и захватывающе. Звук очень ровный и чистый, слов нет, насколько приятно было такое пение слышать! Столько чувств в голосе, такой он глубокий! Может быть, в первом романсе пару раз проскочила небольшая тремоляция при ходе наверх, но в остальном (на протяжении такого продолжительного выступления!) Любовь Молина демонстрировала просто безупречное владение голосом, которое, как я понял уже давно, всегда отличает эту великолепную певицу. Просто поразила меня в исполнении Любови Молиной сцена Графини из "Пиковой дамы". Изумительное разнообразие в динамике (которое впечатляло уже в романсах), такое выразительное пение, каждый звук продуман до мелочей (как и во всех остальных произведениях), и так замечательно, так чисто и отточенно на пиано звучал голос в куплетах из французской оперы, которые Графиня поёт. И на форте Любовь прекрасно звук контролировала. Это одна из лучших сцен Графини на моей памяти. И после этого номера концерта Алла Борисовна сказала: "Вы все прекрасно поняли, что далеко не каждый день можно услышать такой голос и такое исполнение" - вообще, очень правдивые слова. Невероятно чарующе и насыщенно по тембру звучал голос Любови в "Аве Мария" Каччини, тоже, такой красивый это был звук, слов просто нет! Очень обидно поэтому, что Любовь Молина спела это произведение не всё целиком (о чём речь пойдёт дальше). Ещё один номер часто исполняют певицы-контральто - это романс М.Шишкина "Ночь светла", который тоже Любовь Молина спела очень эмоционально и проникновенно и замечательным мягким и окрашенным звуком, преимущественно на пиано. Чудесно зависал объёмный голос! И слушатели уже в который раз наградили певицу бурными и продолжительными аплодисментами. И тогда Любовь Молина сказала искренние слова благодарности слушателям, у неё, как и у любой яркой и интересной певицы, голос был исключительно приятным благодаря той невероятной чистоте и глубине тембра, которая обычно никуда не девается, даже когда певицы не поют, а просто говорят: "Вы знаете, я бы хотела сказать большое спасибо вам за вашу доброту, за ваше тепло, за то, что вы такие внимательные и трепетные слушатели, и это большое счастье - петь для людей, которые слушают, слышат, понимают - это действительно большое счастье, я очень благодарна Алле Борисовне за то, что она меня пригласила на сегодняшний концерт, для меня это большое счастье, спасибо Вам!" И после этих искренних и эмоциональных слов зал снова разразился аплодисментами - тоже так приятно эти слова слышать от такой замечательной певицы! И в финале концерта, перед последним номером "O sole mio" и заключительными поклонами, Любовь Молина ещё исполнила, пожалуй, самый известный номер из репертуара меццо-сопрано - Хабанеру. И исполнила просто безупречно, ровно, ярко и насыщенно по тембру и аккуратно, отточенно, без единой шероховатости. Брависсима! Это одна из четырёх, возможно, даже равнозначно лучших исполнительниц Хабанеры на моей памяти!
Естественно, я был просто несказанно рад этому концерту в связи с участием в нём бесподобной Оксаны Лесничей. Слов нет, с каким же нетерпением я ждал этого выступления любимой певицы! Конечно, мне было бы очень интересно послушать любое произведение из огромного репертуара Оксаны Петровны, но больше всего я мечтал именно о каватине Линды, наряду с ещё несколькими любимыми оперными ариями. Первый раз я случайно встретил Оксану Петровну около входа в Кабинет примерно за час до начала. Певица мне нежно пожала руку и сказала "Я очень рада Вас видеть". Я сказал Оксане Петровне, что тоже очень рад её видеть. Перед первым выходом певицы на сцену Алла Борисовна представила солистку Большого театра Оксану Лесничую как безотказно участвующую во всех благотворительных концертах, во всех праздниках, любимицу публики, любимицу Центра, и, по словам концертмейстера, когда в Консерватории, в частности, в Большом зале, бывают концерты с участием Оксаны Петровны, слушатели, как сама Алла Борисовна слышала, говорят друг другу: "А вы знаете, кто сегодня поёт - сегодня Оксана Лесничая". Да, по моим наблюдениям тоже у Оксаны Петровны очень немало поклонников среди знающих людей, любящих вокальную музыку, что тоже очень приятно. И между двумя Оксаниными номерами в конце первого акта, после совершенно заслуженных аплодисментов, Алла Борисовна тоже продолжила представлять эту певицу великолепную: "Оксаночка, помимо того, что она училась у Ирины Ивановны Масленниковой в Консерватории, она была в первом наборе в Центр оперного пения, первый набор, и первый выпуск, и первый спектакль, который был поставлен в другом варианте, не в том, что сейчас, полусценицеский "Руслан и Людмила", этим открывался центр, это, конечно, Людмила, это, конечно, Марфа, она вообще спела всё, что шло в те годы в театре, и спектакли, и концерты, может быть, я что-то, конечно, пропустила, но это огромный репертуар, она работала в театре Бориса Александровича Покровского много лет, там блистала, и в Большом театре она дебютировала, ни много ни мало, в партии Царицы ночи, в "Волшебной флейте". И вот такой же, какой божественный голос, такая же дивная душа, ангельская, я бы сказала, она вообще немножко в каком-то таком по-моему своём мире находится, и это сразу слышно и видно, она куда-то улетает, но я думаю, она сейчас прилетит назад, мы продолжим, мы двигаемся к завершению первого отделения...". Конечно, когда я все эти слова слушаю, меня переполняют чувства восхищения Оксаной Петровной, что она такая молодец, так много так замечательно спела, и ведь Алла Борисовна перечислила далеко не весь репертуар Оксаны Петровны, ещё ведь была Клеопатра, Лакме и многие концерты и арии! И я просто не могу себе простить, что я до сравнительно недавнего времени не интересовался творчеством Оксаны Лесничей, мне даже кажется, никто не может представить, насколько я себя за это ругаю, насколько из-за этого расстраиваюсь, в частности, из-за того, что даже когда я стал очень любить оперную музыку, то тоже сначала долго не следил за концертами с участием Оксаны Петровны, и поэтому упустил несколько сезонов, когда певица выступала в концертах Фонда "Таланты мира", обычно с очень интересными произведениями (вальсы Штрауса, Болеро Делиба и, главное, каватина Нормы - где же я их теперь услышу?) Алла Борисовна после концерта мне сказала, что не надо так себя ругать, потому что у меня всё впереди, мне кажется, что даже нельзя возражать такой мудрой женщине, но как же впереди, если теперь, судя по всему, Оксана Петровна никогда не исполнит целиком ни Людмилу, ни Марфу, ни Маргариту, ни Клеопатру, не знаю, как Лакме! И, несмотря на то, что все произведения из нынешнего репертуара Оксаны Петровны (в частности, отдельные арии из перечисленного) тоже безумно интересны и всегда изумительно впечатляют, но те спектакли, те концерты, те выступления уже не вернуть! Как же обидно! Сколько же я потерял из-за того, что долго не был поклонником Оксаны Лесничей, слов просто нет!!!
На концерте в Голицынском кабинете Оксана Лесничая в первом акте исполнила арию Шамаханской царицы и знаменитый романс Рахманинова "Не пой, красавица", естественно, оба произведения - лучше всех на моей памяти, но насчёт романса это утверждение значит даже больше, так как он исполняется чаще, и я его слышал в исполнении многих великолепных певиц.
В этот вечер я был в очередной раз просто поражён чистотой и нежностью голоса этой великолепной певицы, а также сочетанием невесомости голоса с тембровой наполненностью. Я с самого начала понял, что Оксана Петровна находится в прекрасной вокальной форме. В арии Шамаханской царицы голос так непринуждённо и чарующе переливался мелкими нотами, с таким замечательным легато. Певица демонстрировала просто уникальное совершенство звуковедения, как бы сам по себе звук невероятно тонко отделан, и тембр, конечно, во всех регистрах был неописуемо красив, и верхние ноты, и нижний регистр впечатляют по-своему, но всегда необыкновенно очаровывает это совершенство голоса, его невероятная чистота, красота и нежность. В этот вечер тембр всегда был светлым, хотя и исключительно насыщенным. Романс "Не пой, красавица" был спет выразительно, божественный, как верно отметила Алла Борисовна, голос, как и в арии, необыкновенно завораживающе тянулся до бесконечности, обволакивая, дыхание было бесконечным, а динамический диапазон - огромным. На форте был чуть более густой и яркий звук, а на пиано, в конце романса, тоже светлый и такой нежный и глубокий, также впечатляющий мягкостью и тягучестью. Певица радовала слушателей этим волшебно чарующим пиано и во втором акте. Насчёт романса Форе "Пробуждение" Алла Борисовна сказала, что очень просила его спеть Оксану, так как притом, что ей всегда нравится, как Оксана поёт, но это её самый любимый ансамбль с певицей. Я тоже этот романс раньше слышал в разных исполнениях уже, наверно, раза три, но волшебный голос Оксаны Петровны, который я всегда просто обожаю, чудесно зависал, в частности, в длинных диминуэндо, не описать словами, насколько красотой восхищая. И финальным номером концерта, не считая бисов, стала совершенно бесподобная Линда. (Кстати, нужно отметить одну особенность исполнения в этот вечер арий: и Линда, и Хабанера были спеты в этот раз без речитатива, в противоположность тому, как принято петь обычно, в частности, как было на вечере памяти Ирины Ивановны Масленниковой). Но в этот раз Линда прозвучала, на мой взгляд, даже ещё лучше, чем тогда: голос звучал ровнее. И в остальных номерах программы тоже, как и обычно, Оксана Петровна очень ровно звучала. В Линде певица показала, что может в нужных местах сделать гораздо более лёгкий звук, чем обычно, совсем невесомый и, что ещё более впечатляет, сочетающийся с неописуемой красотой тембра (ещё лёгкостью звука Оксана Петровна очень восхищала в Шамаханской Царице, начиная ещё с репетиции). И техника в пассажах с мелкими нотами была потрясающей, все они также звучали невероятно легко и аккуратно, и стаккато в частности. Замечательно впета ария. Вот это я понимаю: настоящее колоратурное сопрано и лирико-колоратурное тоже, лёгкое, нежное и насыщенное и в нужных местах становящееся более плотным и тёмным. Ни у кого нет такого голоса!!! И длинные ноты тоже исключительно чисто и гладко зависали, так приятно этот голос слышать!!!
Следующий концерт Оксаны Лесничей, о котором сейчас известно, состоится 5 октября. Но я очень надеюсь, что рано или поздно станет известна информация о более близких выступлениях любимой певицы.
Также меня очень порадовала ещё одна участвующая в концерте певица-сопрано Нестан Мебония, студентка Центра оперного пения и приглашённая солистка МАМТ СНД, буквально прибежавшая из центра с оркестровой репетиции "Паяцев" и исполнившая в первом акте арию Наташи из "Опричника" Чайковского и арию Русалки Дворжака, а во втором - знаменитую арию Лауретты, о которой Алла Борисовна произнесла длинное вступительное слово, сказала, в частности, что опера "Джанни Скикки" исполняется редко, но зато Лауретту все знают, и что эта героиня просит своего отца разрешить ей выйти замуж за Ринуччо. Однако мне все последние годы казалось (и, может быть, я даже читал где-то), что Лауретта в этой арии не просто просит отца выйти замуж за Ринуччо. Он богатый, а Лауретта - нет, и они поэтому не могут пожениться. И Лауретта просит своего отца, Джанни Скикки, придумать что-нибудь, то есть какую-нибудь хитрость, чтобы сделать их род богатым, и тогда Джанни придумывает подделать завещание старика Буозо Донати, о смерти которого пока никто, кроме его родственников, не знает. Мне опера "Джанни Скикки" представляется не такой уж редко исполняемой, так как в Москве она идёт в Новой Опере, где я её слушал дважды, а также где-то ещё, если я не ошибаюсь, в театре Покровского. Лауретту уже давно включили в репертуар сразу несколько уже относительно давно любимых мной певиц, но ни одну из них с этой арией я не слышал. Вот такое невезение. И при таком раскладе Нестан Мебония стала самой лучшей на моей памяти Лауреттой: притом, что я слышал эту арию сравнительно часто, ни у кого ещё не было такого сочетания аккуратных ходов наверх (и вообще умения контролировать звук) и глубокого, насыщенного тембра. Некоторые знакомые мне Лауретты владеют голосом (что тоже в этой арии гораздо сложнее, чем может показаться), но столь прекрасного тембра я не прежде не слышал ни у кого. Ещё в первом акте я обратил внимание на все достоинства пения и голоса Нестан Мебония: голос ровный и благодаря замечательному тёмному тембру удивительно завораживающий, разнообразие в динамике впечатляющее, голос певицы во всех его оттенках очень приятно послушать, потому что Нестан поёт так естественно, уверенно, то есть без каких-либо слышимых усилий свободно льётся достаточно плотный, гладкий и аккуратный, бездефектный звук. Брава! В планирующейся постановке "Паяцев" Нестан репетирует партию Недды. Пожелаем певице удачи! А ещё Нестан - приятная девушка и улыбчивая.
Давид Целаури - очень хороший бас, спел один из моих любимых романсов Глинки "Сомнение" (кстати, на концерте присутствовали прямые потомки композитора), песню Варлаама из "Бориса Годунова" Мусоргского (продемонстрировав великолепные дикцию и владение голосом), знаменитую каватину Алеко "Весь табор спит" и романс Шостаковича. Голос приятного тембра лился ровно и без единой шероховатости, в том числе, зависая в длинных нотах. Очень хорошо сделаны также и романс, и каватина Алеко, тоже каждая фраза очень хорошо продумана. Браво!
Тоже был хорош тенор Вячеслав Леонтьев, выступивший с песней Баяна из моей любимой русской оперы "Руслан и Людмила" и романсами "Я здесь, Инезилья" и "Снова, как прежде, один". Также тенор вёл основную партию в финальном номере "O Sole mio". В принципе, и у Вячеслава голос тянулся мягко и гладко, и тембр тоже неплох, пение ровное, но как бы сама манера звукоизвлечения, особенно в начале выступления, показалась не очень приятной как бы звук был несколько плоским, несмотря на то, что гладким, потом голос стал более приятно звучать. Хороших теноров сейчас, к сожалению, мало, но Леонтьев достаточно хорош. Сейчас, по моим наблюдениям, много по-настоящему хороших меццо и несколько меньше - хороших сопрано, хотя если новых ярких сопрано открывать такими темпами, то очень быстро может показаться, что прекрасных сопрано не меньше, чем меццо. Просто среди сопрано (не моих любимых) чаще наблюдаются явно неудачные выступления, хотя тоже ненамного. А ещё чаще - среди теноров, к сожалению. Но не в этот вечер.
После концерта по приглашению Аллы Борисовны я посетил чаепитие с участием организаторов концерта, вокалистов и их родственников и знакомых. Очень приятно было с Оксаной Лесничей поговорить, изложить все впечатления от исполненных певицей в этот вечер произведений. Услышав мои искренние восторги от Линды и не только, Оксана Петровна снова пожала мне руку. Она всегда с такой необыкновенной нежностью говорит с поклонниками (и, как мне показалось, с вокалистами тоже). С Любовью Молиной тоже удалось поговорить, она тоже такая эмоциональная и приятная как в разговоре, так и внешне, что было очень заметно с самого начала концерта. Любовь Молина, кроме того, мне дала автограф, тоже так приятны слова, написанные её рукой - "Спасибо за поддержку". Давид Целаури и Нестан Мебония мне тоже дали автографы и тоже благодарили меня за высокую оценку их выступлений. Там, в артистической, тоже всегда так приятно было слышать чарующие голоса Оксаны Лесничей и Любови Молиной, даже как они просто говорят, благодаря тембрам и мягкости голосов, которые никуда не пропадают, даже вот они начинают говорить, и сразу такие эмоции поэтому. Оксана Петровна вообще была необыкновенно очаровательна и, как и обычно, так обворожительно улыбалась и просто излучала нежность и искренние эмоции.
Да, жаль, что об этой концертной площадке, на которой проходят такие безумно интересные концерты, почти никто не знает. Участники концерта в очередной раз предложили мне рассказывать об этой площадке, чтобы она стала более популярной. А особенно приятно мне стало от слов Оксаны Петровны, что этот зал, я точно не помню, как любимая певица выразилась, но смысл был примерно такой, что пропитался моими искренними впечатлениями. Ключевое слово "Искренними".
А Алла Борисовна перед расставанием рассказала такую интересную историю: после первого концерта в Голицынском кабинете, в котором Оксана Петровна участвовала (это было, насколько я понял, ещё до того, как её волшебный голос окончательно покорил моё сердце), в храме, из которого можно пройти в Кабинет, одна из сестёр милосердия сказала, что очень хотела, чтобы в программе концерта была Норма. И тогда Оксана Лесничая прямо там, в храме, без подготовки спела каватину Нормы - самую известную арию из моей самой любимой оперы. По словам Аллы Борисовны, от того, как прямо в храме, в полумраке, такая замечательная певица поёт каватину Нормы, впечатления были просто непередаваемыми! И мне сразу стало так обидно, что я при всём этом не присутствовал!!! Ведь это было бы, при всей моей любви к "Норме", наверно, одно из величайших воспоминаний моей жизни!
Ещё раз огромнейшее спасибо всем авторам идеи и организаторам концерта и, конечно же, Алле Борисовне и вокалистам!!! Вы сделали незабываемый вечер!!!

Нестан Мебония, вокал, Любовь Молина, Голицынский кабинет, опера, концерт, Вячеслав Леонтьев, Алла Басаргина, Оксана Лесничая, Давид Целаури, музыка

Previous post Next post
Up