Nov 27, 2016 18:37
26 ноября в Коломенском дворце в рамках цикла концертов "Золотые страницы оперной классики" прозвучала опера "Царская невеста". Нынешнее исполнение было даже больше приближено к полноценному спектаклю, чем представленные в прошлом сезоне "Руслан и Людмила" и "Снегурочка": действие разворачивалось ещё более естественно, то есть певцы и певицы гораздо больше напоминали персонажей из "Царской невесты", чем просто участников концерта, и их жесты и выражение лиц были очень тонко и тщательно продуманы. И мизансцены были поставлены ещё более ярко и удачно, чем в прошлом году. Солисты как актёры очень слаженно выступили, понимая друг друга с полувзгляда.
Как и в прежних аналогичных полуконцертных исполнениях, в этом вечере принял участие чтец, в роли которого в этот раз выступила певица и актриса Диляра Муравицкая. Однако если прежние мероприятия можно назвать скорее литературно-музыкальными композициями, включающими постановки развернутых сцен из опер, то теперь состоялся, на мой взгляд, настоящий оперный спектакль, пусть и без хора и под аккомпанемент фортепиано. Исполнение шло почти непрерывно, без пауз между отдельными ариями, дуэтами и ансамблями, а роль чтеца в основном сводилась к небольшому вступительному слову в самом начале и ещё более короткому, без перерывов в фортепианной игре - перед каждым действием. Такой формат вечера мне нравится ещё больше, чем опробованный на "Руслане и Людмиле" и "Снегурочке". Я просто обожаю сборные вокальные концерты, но если они посвящены одной конкретной опере, лучше просто исполнять оперу, перевоплотившись в её героев, чем часть петь, а часть рассказывать или показывать видео. В некоторых фрагментах "Царской невесты" в действиях персонажей были заметны элементы постановки Центра оперного пения, которую я люблю за её адекватность и отсутствие каких-либо "альтернативных режиссерских решений". Поскольку все артисты либо раньше участвовали в "Невесте" в ЦОПе, либо периодически участвуют до сих пор и, надеюсь, будут участвовать и позже, на мой взгляд, перенос некоторых элементов прочтения оперы в Центре в "коломенскую" интерпретацию - явление закономерное и правильное.
Естественно, жёсткие временные рамки любого мероприятия в Коломенском дворце наложили свой отпечаток в виде сокращений, в том числе, очень известных вокальных фрагментов, и самой ощутимой потерей стала, на мой взгляд, сложная и очень интересная песня Любаши. Сразу после арии Григорий просит у Бомелия приворотное зелье, несмотря на то, что в "Царской невесте" без купюр между этими моментами проходит больше получаса. Однако затем опера прозвучала без единого существенного сокращения. Даже купированные в хорошо знакомой мне постановке в "Новой опере" квинтет из второго акта и ария Лыкова и часть ариозо Сабуровой из третьего в этот вечер были спеты полностью, за что составителям сценария я очень благодарен. И, что для меня в этот вечер было особенно важно - в партии Марфы вообще не было купировано ни одной строчки - ведь я слушал Оксану Лесничую в роли Царской невесты впервые, а Любовь Молину в Любаше - уже в четвертый раз. На мой взгляд, все солисты спели великолепно, состав вокалистов был очень ярким и интересным, вообще без слабых звеньев.
Главной героиней вечера стала, несомненно, исполнительница титульной партии - одна из моих самых любимых певиц Оксана Лесничая. Я страстно мечтал о Марфе Оксаны несколько лет и не мог себе простить, что ещё не любил оперу, когда Оксана пела Марфу на сцене Центра оперного пения. Я был на "Царской невесте" в 18-й раз, однако ещё ни разу такой замечательной Марфы не слышал, Оксана Лесничая, несомненно, самая прекрасная Марфа на моей памяти. Оксана спела Марфу лёгким и нежным, таким юным голосом, скорее светлым, однако глубоким, и это было стопроцентное попадание оттенка голоса в образ. И ни у одной Марфы, которых мне довелось услышать, не было ни такого мягкого и совершенного звуковедения, ни такого тёплого и насыщенно окрашенного тембра, приятно поражавшего меня как в ариях, так и в диалогах с Дуняшей и ансамблях в третьем и четвёртом актах. Волшебный голос певицы отличался необыкновенной связностью звуков, округлостью и отточенностью, с абсолютно естественными и надёжными верхними нотами и ходами наверх. Тягучий и невесомый голос чарующе зависал в воздухе. Уже первая ария (как и несколько фраз, предваряющие сольный фрагмент) произвела изумительное впечатление благодаря сочнейшему небесному голосу и ровному и прочувствованному пению. В финале первой арии Оксана восхитила красивейшим диминуэндо и тончайшим пианиссимо в его конце - лишь у очень немногих певиц это место арии отделанно так тонко. Последний акт Оксана Лесничая спела чистейшим и прозрачным звуком, прекрасно подходящим для сцены сумасшествия Марфы, однако сохранившим потрясающую глубину тембра. Отдельного восхищения заслуживают яркие и точные интонации. Кроме того, на протяжении всего спектакля чувствовалось, что Оксана прожила роль Марфы: певица очень естественно и тонко передавала не только голосом, но и выражением лица (не только во время пения, а даже когда просто находилась на сцене) все эмоции своей героини. Это была самая настоящая и желанная Марфа, Марфа моей мечты! Брависсима!!!
Одна из организаторов всего цикла концертных исполнений опер в Коломенском великолепная Любовь Молина снова совершенно изумительно, на высочайшем уровне спела Любашу. На мой взгляд, в этот раз исполнение партии Любаши Любовью Молиной было ещё более выразительным, чем раньше, благодаря ещё более тонкой отделанности нюансов в каждой фразе. Также певица продемонстрировала все свои остальные достоинства, за которые я её уже более двух лет очень люблю: очень плотный и обволакивающий голос, большой динамический диапазон с крепким и аккуратным форте и мягким и тёмным, но парящим пиано, впечетляющая ровность всех регистров голоса и очень редкий, по-настоящему контральтовый тембр, обретавший по ходу исполнения в этот вечер всё большее богатство красок.
Александр Касьянов также очень удачно выступил в партии Григория Грязного, одной из самых интересных мне баритоновых партий. Александр пел чисто и аккуратно, густым и мощным звуком тёмного и насыщенного тембра, очень ярко передавая голосом эмоции.
Тенор Вячеслав Леонтьев, которого вчера я слушал впервые после долгого перерыва, исполнил роль Лыкова. Ярким и тёплым голосом, с хорошим контролем над звуком и очень проникновенно Вячеслав спел арию из третьего действия.
Василия Собакина пел Дмитрий Почапский, который также оставил самое сильное впечатление именно в сольном фрагменте, прозвучавшем уверенно и эмоционально. В этот вечер из двух басов именно у Собакина был более тёмный тембр, а не у Малюты Скуратова, как я привык за несколько последних "Царских невест". Однако один из моих любимых певцов Давид Целаури продемонстрировал исключительно чистый и аккуратный и прекрасно сфокусированный звук, также отличающийся очень интересным и запоминающимся оттенком, насыщенными нижними нотами и уверенными верхними.
Алёну Романову я слушал в партии Домны Сабуровой второй раз, первый был в апреле в концертом исполнении в Шуваловке, с той же самой Любашей. Свежий, чистый и достаточно крепкий голос Алёны лился очень свободно и завораживал кантиленой, связностью и мягкостью звука. Очень приятно Алёну слушать! А Дуняша Татьяны Никитюк составила прекрасную пару моей любимой Марфе. Татьяна пела тоже инструментальным голосом удивительно чарующей, сочной и неповторимой окраски, который зависал в воздухе очень естественно.
Оркестром и дирижёром в одном лице в этот вечер была замечательная пианистка Валерия Петрова, по которой я очень соскучился после концерта русских романсов в музее Скрябина 8 октября. Валерия великолепно сыграла, в частности, длинные вступления к первому, второму и четвёртому действию. В переложении для фортепиано, на мой взгляд, они звучат также очень интересно.
Дмитрий Почапский,
Коломенское,
вокал,
Валерия Петрова,
Царская невеста,
Любовь Молина,
Алёна Романова,
опера,
концерт,
Вячеслав Леонтьев,
Александр Касьянов,
Диляра Муравицкая,
Оксана Лесничая,
музыка,
Николай Римский-Корсаков