Замечательная "Травиата" в Большом театре 9.05.2016: Гимадиева, Мавлянов, Ладюк, Сохиев

May 10, 2016 00:10

9 мая я в 26-й раз вообще и в 9-й раз в Большом театре живьём послушал одну из моих любимых опер - "Травиату", и в седьмой раз побывал на Венере. Состав исполнителей в этот раз, на мой взгляд, был одним из самых интересных из всех московских "Травиат" на моей памяти, поэтому я очень рад, что мне удалось попасть на этот спектакль. Я слушал оперу стоя на четвёртом ярусе, но там очень хорошо слышно, в том числе, нюансы, и даже видно, и звук, пожалуй, не расплывается. А стоять или сидеть на музыкальном мероприятии - для меня это на так важно, как казалось раньше. Я уже говорил, что постановку "Травиаты" в Большом театре считаю очень удачной - все декорации и действия артистов на сцене очень адекватны. Однако перед третьим актом более уместно всё-таки быстро сменить декорации (скорее всего, это займет меньше минуты), а затем при закрытом занавесе играть вступление к финальной картине, когда никакой шум уже не мешает и "дополнительное" действие на сцене от музыки не отвлекает. По сравнению с прошлыми блоками спектаклей в постановке замечены незначительные нововведения: например, если раньше карточный стол был зелёный, то сейчас он красный.

Замечательная Венера Гимадиева, которую я слушал в партии Виолетты уже в четвёртый раз, пела потрясающе чистым и лёгким звуком, мне кажется, именно такой голос наиболее точно соответствует образу Виолетты. В подходящих местах Венера делала более плотный звук, который и в этих случаях певица тоже безупречно контролировала. Во всех четырех картинах очень понравились волшебно зависающие и часто тающие в конце фраз длинные ноты на мецца воче, пиано и пианиссимо. Для каждой сцены Венера Гимадиева подобрала в наибольшей степени подходящий оттенок тембра: в последнем акте - небесно светлый и в основном бесцветный, но иногда в небольшой степени окрашенный тёплыми обертонами, в дуэте с Жермоном - тоже лёгкий, скорее лирический, но более насыщенный тёплыми красками, а в первой арии голос звучал скорее по-колоратурному, был чуть менее светлым. Всю партию Венера пела совершенно естественно, в том числе, в быстрых пассажах, и демонстрировала удивительную отточенность звуковедения. Первая ария, как и всё остальное, прозвучала технически безупречно, почти до самого финала - даже без совсем мелких придирок, только тот повторяющийся после каждой из последних коротких фраз Альфреда за сценой (или в этой постановке на улице) пассаж был, на мой взгляд, немного упрощён - по моему слушательскому опыту, именно это место у большинства исполнительниц этой партии (или просто арии) вызывает наибольшие трудности. Но самое сильное впечатление Венера произвела исключительно точной передачей голосом и чувств, и состояния своей героини и просто невероятной продуманностью интонационных нюансов. Певица прожила роль и в максимальной степени показала это звуком. Это невозможно описать словами, это надо было слышать! Неописуемо выразительное исполнение! Брава! Если сравнивать Венеру Гимадиеву с другой великолепной Виолеттой, которую я в Большом театре слушал, с Альбиной Шагимуратовой, то Альбина, возможно, превосходит Венеру по красоте и яркости голоса, но Венера поёт ещё более прочувствованно и эмоционально, у неё каждый звук наполнен чувствами, и голос ещё лучше соответствует образу.

Один из моих любимых теноров Нажмиддин Мавлянов тоже спел Альфреда, на мой взгляд, на высочайшем уровне. Прекрасный голос певца, сочный, ровный, мягкий, объемный и сфокусированный во всех сценах лился свободно и без напряжения заполнял зал даже, пожалуй, с запасом, и весь спектакль завораживающе обволакивал, восхищая благородством звуковедения. Нажмиддин Мавлянов пел с потрясающе плавным легато, столь же мягким, как и у Венеры Гимадиевой. Ещё мне понравился просто необыкновенно глубокий тембр, пожалуй, даже настолько глубокий и насыщенный, как ни у кого в этот вечер, и своего предела богатство окраски голоса достигало в первом акте и в сцене оскорбления. Ария и кабалетта тоже прозвучали очень уверенно, может быть, только несколько самых последних нот перед отъездом в Париж были спеты чуть-чуть тяжеловато, однако этот дефект, на мой взгляд, абсолютно не существенный. Замечательно летел в зал голос на пиано и в дуэте "Париж покинем", а частности, в сольных фразах, а в тех строчках, которые Альфред и Виолетта поют вдвоём, сначала Венера звучала несколько громче (притом, что очень аккуратно), а финал дуэта тенор и сопрано спели уже очень слаженно. Скорее всего, именно Мавлянов - самый яркий Альфред на моей памяти.

Василий Ладюк, как и в прежних спектаклях, демонстровал мягкое и отточенное звуковедение и очень выразительные интонации, очень тонко продуманы были не только вокальные нюансы, но и актерская игра. Очень понравилась удивительно совершенная манера звучания, всегда присущая этому певцу, в том числе, в бесконечных ферматах. Даже если в некоторых местах хотелось чуть-чуть более тёмного оттенка, голос на протяжении всей партии был ровным и относительно густым. А в четвёртой картине я обратил внимание на то, что Василию Ладюку очень хорошо удалось изобразить тембр, присущий пожилому мужчине.

Хор мне понравился, но без особо сильных впечатлений, а оркестр под управлением Тугана Сохиева, на мой взгляд, играл чисто и чарующе, с тонкой выдержкой динамических оттенков, нигде не заглушал солистов,итолько в самом начале первого акта мне показались небольшие неточности. Возможно, действительно показались. А финал второго акта, пожалуй, желательно исполнять всё-таки чуть более медленным темпом. Огромнейшее спасибо Большому театру и всем артистам, это была замечательная "Травиата"!

Туган Сохиев, Василий Ладюк, Травиата, вокал, Джузеппе Верди, Нажмиддин Мавлянов, опера, Большой театр, музыка, Венера Гимадиева

Previous post Next post
Up