Mar 22, 2016 13:04
20 марта в музее-квартире Всеволода Мейерхольда состоялся второй концерт цикла мероприятий Центра оперного пения имени Галины Вишневской, которые организует великолепная пианистка, заслуженная артистка России Елена Савельева, ведущая и аккомпаниатор в одном лице. Вступительные речи Елены Павловны к каждому номеру концерта были исключительно информативны и интересны. В этот раз концерт был целиком посвящён творчеству Сергея Сергеевича Прокофьева и его юбилею - 125-летию со дня его рождения.
К моей большой радости, больше всех пела моя самая любимая певица Оксана Лесничая, обратившаяся к камерной музыке Сергея Прокофьева и исполнившая два развернутых произведения и ещё один романс. Елена Савельева во вступительном слове выразила восхищение тонким прочтением Оксаной камерной музыки, поскольку, по наблюдениям пианистки, оперные певцы сравнительно редко активно выступают в данном жанре, в частности, ввиду того, что подготовка данных произведений занимает очень много времени.
Сначала Оксана Лесничая исполнила музыкальную сказку Сергея Прокофьева "Гадкий утёнок", написанную на прозаический перевод одноимённой сказки Андерсена. Голос был чарующе чистым и наполненным изумительными тембровыми красками, пожалуй, скорее тёмным, но ярким и сфокусированным, несмотря на достаточно густое, но скорее лирическое звучание. Пение было не только безупречным с точки зрения ровности и контроля над звуком, но и потрясающе проникновенным, невероятно точно певица передавала чувства как интонацией, так и удивительно разнообразными и динамическими, и тембровыми оттенками и даже манерой звучания. Брависсима!
Второй раз на этом концерте Оксана Лесничая вышла на сцену с вокальным циклом Сергея Прокофьева "Пять стихотворений на слова Анны Ахматовой". Это сочинение любимая певица уже исполняла в концертном зале на Кисловке год назад под аккомпанемент Ольги Грибовской, тогда оно тоже оставило прекрасные впечатления, однако теперь Оксана мне в этом произведении понравилась ещё больше - благодаря ещё большей сочности и яркости легкого и нежного голоса, который во второй части выступления певицы при всей его неописуемой красоте обрёл все черты камерного. Естественно, тембр тоже помогал воспринять точно продуманные нюансы в каждой строчке каждого романса.
И завершала основную программу концерта "Болтунья", которую Оксана исполнила невероятно артистично (в отношении и конкретно вокала, и актерской игры), кристально чистым, мягким и аккуратным молодым голосом. Брава!
Также я хотел бы рассказать ещё об одном недавнем выступлени Оксаны Лесничей - под аккомпанемент замечательной пианистки Ольги Цагарелли в моём любимом Большом зале Консерватории. Любимая певица просто на высочайшем уровне исполнила три интереснейших романса Сергея Рахманинова: "Здесь хорошо", "Вокализ" и "Весенние воды". Уже в первом произведении Оксана продемонстрировала такой по-камерному тонко отделанный, чуть-чуть более лирический, но одновременно воздушный звук такого сочного и звонкого тембра, и великолепный голос певицы, как и чуть позже следующем романсе, с такой удивительной легкостью летел в зал на завораживающем мецца воче.
А Вокализ в исполнении Оксаны Лесничей - это что-то абсолютно неземное, пожалуй, самый коронный номер певицы в камерном репертуаре. Волшебный голос любимой певицы, впечатляющий просто исключительной инструментальной чистотой и неописуемой нежностью, а также просто выдающимися мягкостью и совершенством звуковедения и потрясающией глубиной всех многочисленных тембровых оттенков. В этот раз Вокализ прозвучал во многом по-новому в сравнении с незабываемым сольным концертом Оксаны в РХТУ, теперь в подавляющем большинстве фраз оттенок голоса был таким небесно светлым, ярким и наполненным, таким тёплым и чарующим, но в некоторых местах божественный голос Оксаны насыщался и тёмными и близкими к ним тембровыми красками, эти переливания, на мой взгляд, являются очень эффектными и прекрасно подходящими для воплощения вложенных в музыку эмоций.
Бесконечно перетекающий из ноты в ноту звук изумительного голоса Оксаны Лесничей завораживал не только тембром и неописуемо приятной манерой звукоизвлечения, но и просто слов нет, насколько плавным легато, восхищал объемом голоса и захватывающей неразрывностью пения. Снова романс прозвучал невероятно проникновенно, очень впечатляли чувства, которыми был наполнен такой изумительно отточенный звук. В этот вечер тоже любимая певица показала просто огромный динамический диапазон, как и всегда, в Вокализе приятно поразила переходами с форте на пиано и наоборот, но большинство фраз, как и раньше, были спеты на этом волшебном мецца воче. А бесконечное исключительно тончайшее пианиссимо в финале романса ставит эффектную точку в произведении и восхищает полётностью и в большом зале тоже.
А в третьем номере программы выступления Оксаны Лесничей, романсе "Весенние воды", замечательный голос любимой певицы просто преобразился, обрёл великолепную плотность и густоту, сочетаемые с прежними мягкостью и тягучестью, а тембр стал чуть более тёмным и насыщенным столь любимыми мной "цветными" красками. Этот романс Оксана тоже спела невероятно эмоционально и продемонстрировала и в нём тоже восхитительную продуманность нюансов и очень отточенные диминуэндо. Как и в двух предыдущих произведениях, в "Весенних водах" Оксана безупречно контролировала голос, пожалуй, даже ещё лучше, чем в РХТУ. Брависсима, Оксана! Огромное спасибо любимой певице за такое великолепнейшее исполнение этих ярких романсов! Волшебный голос Оксаны после концерта ещё долго звучал в ушах!
Но вернусь к концерту в музее-квартире Мейерхольда. Снова великолепно пела участница уже двух мероприятий этого цикла Евгения Вуккерт, исполнившая ариозо Наташи из оперы "Война и мир" и партию Наташи в терцете. Крепкий и уверенный голос Евгении с потрясающей связностью переливается и очень плотно обволакивает, завораживая тембром совершенно неповторимой окраски, очень приятно слушать!
Ещё одна замечательная молодая солистка Центра оперного пения Алёна Абрамова спела Песню девушки из кантаты "Александр Невский" и партию Сони в первой картине оперы "Война и мир". Оттенок голоса Алёны очень интересный и удивительно чарующий, ни на чей не похожий, и достаточно плотный звук льется так отточенно, без каких-либо шероховатостей. Одним из самых ярких номеров концерта стал являющийся частью первой картины дуэт Наташи и Сони, где волшебные голоса Евгении и Алёны сливались очень захватывающе, тембр был красивым и сочным.
Баритона Евгения Щербакова я всегда очень рад услышать в спектаклях ЦОПа и на концертах. В этот раз певец снова продемонстрировал впечатляющий густо окрашенный тёмный тембр и мягкое звучание. В этот раз иногда в голосе Евгения была заметна микроскопическая неуверенность, но почти на всех выступлениях голос певца звучит ещё более отточенно - в воскресенье исполнялся фрагмент новой для Евгения Щербакова партии - Андрея Болконского из "Войны и мира". И ещё одного молодого и перспективного баса - Алексея Толстокорова - я слушал, если не ошибаюсь, впервые. Алексей вышел на сцену с "Гимном Москве" и тоже звучал ярко и сочно.
Также в воскресенье 20 марта я посетил ещё один концерт - вечер русских романсов и в некоторой степени русских оперных арий и дуэтов, фактически сольный концерт одной из моих любимых певиц контральто Любови Молиной и крепкого лирического сопрано Надежды Макаровой в Паркетном зале старого здания Дома учителя. Певицы начали выступление с дуэта Лизы и Полины, но я немного опоздал, так как не успевал приехать из музея-квартиры Мейерхольда, и вошел в зал после первого номера.
Великолепная Любовь Молина после дуэта исполнила сначала "Песнь цыганки" Чайковского, в которой продемонстрировала очень тонко продуманные интонации и очень точное чувство стиля, голос был исключительно чистым и аккуратным. С первого сольного номера Любовь Молина восхищала потрясающе сочным и чарующе окрашенным тембром. В арии Любавы из оперы "Садко" Римского-Корсакова звук обрёл плотность, стал более драматическим, и этот фрагмент прозвучал тоже впечатляюще выразительно. Очень ярко и захватывающе Любовь Молина спела Песнь Лауры из "Каменного гостя", легко, связно и уверенно прозвучали пассажи с мелкими нотами, и вообще манера звукоизвлечения во всех отношениях прекрасно соответствовала музыке.
В следующих произведениях, в частности, в романсе Глинки "Ах, когда б я прежде знала", Любовь Молина звучала невероятно завораживающе благодаря этой волшебной красоте тембра и совершенству владения голосом. Если музыку Глинки певица исполняла сравнительно легким звуком (для контральто), то уже в следующем романсе - "Обойми, поцелуй" Милия Балакирева голос стал невероятно крепким и плотным и изумительно обволакивающим, а оттенок при этом оставался сочным и ярким. И один из своих коронных номеров - романс Сергея Рахманинова "В молчаньи ночи тайной" Любовь Молина в очередной раз спела замечательно - очень прочувствованно, таким чистым звуком теперь уже скорее тёмного тембра с удивительным многообразием динамических оттенков.
Основную программу выступления Любови завершал романс Михаила Шишкина "Ночь светла", который был исполнен тоже артистично и выразительно. На бис Надежда Макарова и Любовь Молина спели дуэт Прилепы и Миловзора. Здесь голос Любови отличался яркостью и сфокусированностью, тоже был достаточно плотным, в противоположность немного "воздушному" звучанию в Шишкине.
Надежду Макарову я прежде слушал однажды - в Кусково на концерте музыки Россини. Мне очень нравится голос Надежды, он сильный, достаточно густой и свободно льющийся, тягучий и во многом светлый, хотя и не очень яркий по тембру, но в некоторых романсах певице чуть-чуть не хватает совершенства филировки голоса, а в некоторых, напротив, всё звучит весьма уверенно. Несмотря на то, что мне хотелось ещё более глубокого тембра и отточенного звуковедения, я очень рад был услышать в исполнении Надежды, в частности, один из моих любимых романсов Глинки "Сомнение", который, не считая реакций с разложением на несколько голосов, на моей памяти пели раньше только басы, и "То было раннею весной" Чайковского.
Алексей Толстокоров,
вокал,
романсы,
Алёна Абрамова,
концерт,
Дом учителя,
Евгения Вуккерт,
Большой зал Консерватории,
Елена Савельева,
Любовь Молина,
Сергей Прокофьев,
Евгений Щербаков,
Москонцерт,
Музей-квартира Мейерхольда,
Оксана Лесничая,
музыка,
Надежда Макарова