Mar 14, 2016 13:13
13 марта я в четвёртый раз живьём услышал великую оперу Джузеппе Верди "Трубадур". Несомненно, главным событием вечера стал дебют совершенно потрясающей певицы Ирины Моревой в партии Леоноры. Так сложилось, что для меня главное в "Трубадуре" (и не только в "Трубадуре") - это Леонора, поэтому если я не был уверен в исполнительнице этой партии, то и не посещал спектакль. И вторая и третья услышанные мной Леоноры произвели сильнейшее впечатление, но НАСТОЛЬКО певицей в этой роли я ещё никогда не восхищался. Я ждал такую прекрасную Леонору целых четыре года.
От первой и до последней фразы прекрасная Ирина демонстрировала такой свободно льющийся, густой, тягучий, обволакивающий и удивительно связный звук и просто превосходное владение великолепнейшим одновременно очень сильным и чарующе мягким голосом, с легкостью перекрывающим плотный оркестр. Ещё в каватине певица приятно поразила плавностью легато и завораживающей кантиленой, а также чистейшим и наполненным тембром, здесь скорее светлым, и такими долгими, волшебно тающими в конце фраз диминуэндо. В кабалетте манера исполнения быстрых пассажей была скорее лирической, однако все мелкие ноты прозвучали, на мой взгляд, очень точно. Во всех четырех актах звук во всех регистрах был абсолютно ровным и таким естественным, без малейшего напряжения летящим в зал, и впечатляюще аккуратным. В четвёртой и шестой картинах замечательный голос Ирины на пиано звучал так удивительно нежно и небесно.
А в развернутой сцене в начале последнего действия пение Ирины Моревой отличалось бесконечным разнообразием и потрясающей насыщенностью тембровых красок, голос мог быть как светлым, так и тёмным, но всегда с массой обертонов, и в подходящих местах (в начале арии и в молитве) становился таким потрясающе плотным, по-настоящему драматическим, по-прежнему оставаясь мягким. И необыкновенно прочувствованно зависали многочисленные пиано и пианиссимо. Просто гениальными были сочнейшие ферматы, в частности, особенно запомнилась бесконечно тянущаяся нота на светлом и летящем пианиссимо в самом конце первой части второй арии. Уверенно и окрашенно прозвучала стретта. В дуэте сначала Ирина восхитила густотой, связностью и совершеннством голоса в относительно медленной части, а затем, особенно в последнем куплете, при всей плотности голоса пассажи звучали по-колоратурному округло, что мне очень понравилось. И финальную сцену Ирина Морева спела совершенно изумительно, таким сочным и по-прежнему мягким звуком богатой окраски, очень точно интонационными нюансами передавая чувства и состояние своей героини. Брава! Искренне поздравляю Ирину со столь успешным дебютом!
Андрея Бреуса, одного из певцов, с которых когла-то началась моя любовь к оперной музыке, я слушал в роли графа ди Луна впервые, и этот солист оказался в этот вечер, пожалуй, на втором месте из всех вокалистов, наряду с Инес, но эта героиня поёт очень мало. Баритон продемонстрировал великолепную впетость партии, бездефектное звучание и обычно достаточно яркий тембр, а разнообразие оттенков особенно впечатляло в четвёртой картине. Но знаменитый дуэт из последнего акта тоже был спет очень выразительно.
Татьяна Табачук ни разу не потерялась на фоне оркестра, за исключением одного-двух особенно громких аккордов во время рассказа Азучены, аккуратно озвучила ноты в песне и сделала неплохое разнообразие в динамике, в том числе, и в финальной сцене. Рассказ и особенно дуэт после него получились достаточно удачно в плане тембра, в остальном голос был несколько тусклым, с глухим нижним регистром, и хотелось более мягкого звуковедения. Но такое звучание, несмотря на имеющиеся недостатки с вокальной точки зрения, во многом подходит для образа пожилой цыганки. Нажим в голосе если и присутствовал, то в существенно меньшей степени, чем в "Иродиаде" Массне.
Когда Михаил Губский спел романс за сценой и вышел в терцете, мне показалось, что тембр у Манрико весьма достойный, и контролировал голос певец неплохо, но периодически (как и во втором акте) у тенора начинал чувствоваться носовой призвук. А красивейшей арией из шестой картины, на мой взгляд, одной из из самых ярких и проникновенных сцен из "Трубадура", я так и не смог должным образом восхититься в связи с невзрачным оттенком звука и его однообразием и некоторой нетягучестью. Очень красиво сливались на пиано голоса Манрико и Леоноры в коротком дуэте перед тем, как вбежал Руис и сообщил, что Азучена схвачена. В стретте и особенно в финальной сцене певец прибавил и звучал уже достаточно аккуратно, за исключением некоторых мелких шероховатостей на форте.
Виталий Ефанов, которому, как и любому исполнителю партии Феррандо, отводится непростая роль открывать исполнение "Трубадура", сначала звучал глуховато и тускло, особенно в нижнем регистре, а мелкие ноты спел нормально. К середине арии голос обрёл некоторую сочность, однако, в том числе и в третьем акте, мне хотелось несколько более мягкого и сфокусированного звука. Просто замечательно спела небольшую партию Инес великолепная Ирина Ромишевская. Округлый, мягкий и густой голос певицы чудесно тянулся в воздухе, восхищая потрясающе глубоким и тёплым тембром. Брава!
Оркестр под управлением Василия Валитова мне очень понравился, звучал чисто и проникновенно, с ярким разнообразием динамических оттенков. Хор тоже был очень хорош, как в первой картине, так и в знаменитой сцене в начале второго акта и затем у стен Кастеллора, мне очень понравились, в частности, плавные крещендо и диминуэндо. Но в недавнем концерте "Вива Верди" хор любимого театра был ещё более хорош, просто изумителен, в том числе, и во фрагменте из "Трубадура" - тогда звучание было просто неописуемо чистым, слаженным и совершенным. И очень жаль, что у меня не было времени написать об этом просто замечательном концерте. Огромное спасибо "Новой опере" за этот интереснейший "Трубадур"! Он оставил сильнейшее впечатление, в том числе, от самой по себе музыки!
Татьяна Табачук,
Трубадур,
вокал,
Джузеппе Верди,
опера,
Ирина Ромишевская,
Виталий Ефанов,
Михаил Губский,
Василий Валитов,
Ирина Морева,
Музыка,
Андрей Бреус