Feb 27, 2016 16:43
25 февраля в Российском Химико-технологическом университете имени Менделеева состоялся сольный концерт моей самой любимой певицы Оксаны Лесничей и замечательной пианистки Ольги Цагарелли, оставивший одни из самых прекрасных впечатлений в этом сезоне, а возможно, и не только. Даже сама программа впечатляет своей грандиозностью, а если ещё знать, как она вся была на высочайшем уровне исполнена, то можно понять, что это был просто выдающийся концерт.
Шуберт.
Утренняя серенада
Баркарола
Ночная серенада
Экспромт, опус 90, номер 4
Берг. Соловей
Шуман.
Пришла весна.
Посвящение.
Шуман - Лист.
Весенняя ночь.
Лист.
Как дух Лауры
Чайковский
Март, апрель, май из цикла "Времена года"
То было раннею весной
Серенада
День ли царит
Рахманинов - Крейслер. Муки любви
Рахманинов
Вокализ
У моего окна
Сирень
Оне отвечали
Весенние воды
Бисы:
Жербин. Плывэ моя душа.
Кос-Анатольский. Соловьиный романс.
Надененко. Цветы последние.
Украинская народная песня "Ой, я знаю"
Открывали концерт произведения Франца Шуберта, одного из моих любимых композиторов. Я очень давно мечтал услышать в исполнении Оксаны, в частности, "Баркаролу", которую просто обожаю, и был очень рад тому, что в этот вечер была развернуто представлена немецкая вокальная лирика, особенно после того, как я очень жалел о том, что пропустил концерт Оксаны Лесничей и Ольги Цагарелли с программой Шуберта в Рахманиновском зале 29 июня 2013 года. С самого начала первого вокального номера Оксана звучала неописуемо чисто и нежно и просто приятно поражала отточенностью звуковедения и просто волшебным тёплым тембром, отличающиимся просто неповторимыми обертонами. Особенно сочным был верхний регистр, но и нижние ноты тоже так удивительно завораживали своей необыкновенной чистотой и связностью. Во всех произведениях у Оксаны были просто исключительно тонко отделаны динамические и интонационные нюансы, что из немецкого блока, не считая Берга, произвело особенно сильное впечатление в "Ночной серанаде", где пение Оксаны ещё в большей степени приятно поразило мягчайшим легато и ещё более ярким и окрашенным тембром, а также разнообразием в динамике. Этот романс более известен под названием просто "Серенада", в том числе, в русском переводе - "Песнь моя, лети с мольбою", но Оксана Лесничая, естественно, исполнила абсолютно все произведения на языке оригинала. Как в Шуберте, так и в ещё более любимом мной Шумане, прозвучавшем тоже так проникновенно, волшебный голос любимой певицы тянулся в воздухе так свободно и отличался такой неповторимой невесомостью и небесностью, потрясающей лирической легкостью, несмотря на его неописуемое совершенство. Также прекрасная Ольга Цагарелли сыграла "Весеннюю ночь" Шумана в переложении Листа - это был обработанный для фортепиано заключительный романс из "Круга песен" (опус 39), который я обожаю больше всех других камерных произведений. Несколькими днями ранее, 21 февраля, исполнилось ровно 6 лет с тех пор, как полюбил этот вокальный цикл и вместе с ним в целом всю зарубежную камерную лирику. Но и данное фортепианное переложение я тоже слушал уже не впервые - с ним я познакомился в Рахманиновском зале 18 августа 2011 года.
Но больше всего из европейских романсов мне понравился "Как дух Лауры" Ференца Листа. Несомненно, это одно из самых коронных произведений Оксаны в камерном репертуаре, что можно было отметить и после недавнего концерта любимой певицы в Питере, но для того, чтобы более глубоко произведение понять, нужно его услышать несколько раз, и желательно всё-таки живьём. В этот раз Оксана продемонстрировала просто неописуемое разнообразие оттенков тембра, каждый из которых был невероятно насыщенным и завораживающим, и огромный динамический диапазон, от аккуратного и сфокусированного форте до тончайших пиано и пианиссимо, на которых сочный и нежный голос так замечательно до бесконечности зависал, очень красиво также сливаясь с аккомпанирующим фортепиано. И переходы между оттенками тоже были такими захватывающими. А заключительная невероятно длинная фермата была просто гениальной! В частности, в плане богатства тембра. Этот романс прозвучал ну просто слов нет как проникновенно. Брависсима!!! И "Соловей" Берга, который в исполнении Оксаны я слушал во второй раз (первый был 17 марта 2014 года в Рахманиновском зале на вечере класса Бэллы Руденко), тоже прозвучал необыкновенно ярко, чисто и отточенно, с продуманными нюансами и сочным звуком. К "Соловью" Берга, исполненному перед романсом Листа, великолепный голос Оксаны стал ещё более ровным и ярким во всех регистрах и оставался таким же насыщенным и в блоке русских романсов. Певица и прежде звучала удивительно чарующе и во всех отношениях безупречно, но теперь тембр обрёл ещё большую глубину красок.
После открывавших совершенно изумительный русский блок концерта трех фрагментов из фортептанного цикла "Времена года" Петра Чайковского Оксана Лесничая исполнила три романса этого великого композитора. "То было раннею весной" я впервые слушал в исполнении любимой певицы, и это знаменитое произведение прозвучало таким лёгким и парящим и одновременно тягучим, но темброво наполненным голосом, так задушевно получилось. Брава! А "Серенаду" я уже достаточно давно считаю одним из коронных русских романсов в репертуаре Оксаны. Нежный и невесомый голос, чистейший, как колокольчик, но в некоторой степени тёмный, и придуманная фразировка придают исполнению Оксаны Лесничей просто исключительную прочувствованность. С очень интересной интерпретацией Оксаной одного из моих любимых романсов Чайковского "День ли царит" я познакомился сравнительно недавно, это был бис на ещё одном совершенно незабываемом камерном сольном концерте любимой певицы в Питере, с ещё одной замечательной пианисткой Ольгой Потехиной. Здесь голос впервые в этот вечер стал более плотным и густым, очень подходящим для этого произведения, часто исполняемого крепкими сопрано, однако таким светлым и по-прежнему летящим и связным, и оттенок звука и отточенная интонация сделали пение исключительно выразительным.
И после ещё одного фортепианного номера "Муки любви" основную программу концерта завершали пять романсов Рахманинова, почти все из которых я просто обожаю. И первым из них прозвучал именно "Вокализ", на мой взгляд, "гвоздь программы" концерта и самый лучший его номер. Божественный голос любимой певицы так легко и непринужденно и необыкновенно связно тянулся в воздухе буквально до бесконечности, так волшебно, без малейшего порожка перетекая из ноты в ноту, и просто не существует таких слов, которыми можно было бы описать всю неземную красоту тембра, здесь нисколько не похожего на другие романсы. Слушать пение и голос Оксаны, особенно в этом произведении - это просто неземное блаженство!!! Голос звучал нежно и небесно, сохраняя абсолютное совершенство звуковедения, округлость и незажатость, и так изумительно обволакивал. В какой-то степени оттенок был похож на тот, который был в "Вокализе" в Библиотеке искусств с Дмитрием Онищенко, однако в этот раз голос стал ещё более чарующим и насыщенным обертонами. Потрясающим было разнообразие в динамике, очень понравились такое невероятно плавное крещендо и тающее диминуэндо, в том числе, в последней фразе, завершающейся таким тончайшим пианиссимо, какого не бывает фактически ни у кого. Такое же восхитительное пианиссимо, кстати, Оксана демонстрировала и во многих других номерах концерта. И несмотря на то, что в этом романсе нет слов, в голосе у Оксаны в каждой строчке были невероятно сильные чувства. Брависсима!!!
Несмотря на то, что в некоторых прозвучавших в этот вечер романсах Рахманинова в плане музыки заметны похожие моменты, во многом они являются существенно разноплановыми. И Оксана для каждого произведения сделала наиболее подходящие оттенок голоса и даже манеру звукоизвлечения - поэтому каждый романс (и далеко от только Рахманинова) просто замечательно ложился на голос певицы и звучал в тонком соответствии со стилем и колоритом музыки. Оксана Лесничая является очень ярким специалистом по вокальной музыке именно Сергея Рахманинова, что можно сказать и по многим другим романсам, не вошедшим в программу концерта с Ольгой Цагарелли - например, по опусу 38, которым я раньше не раз тоже совершенно безумно восхищался. И в четверг в Химико-технологическом университете в каждом следующем романсе голос звучал во многом по-новому в плане тембра, но ничуть не менее ярко, чем в Вокализе, а продуманность нюансов в каждой фразе и владение голосом по-прежнему оставались превосходными. Лёгким, но наполненным и таким тонко отделанным звуком Оксана исполнила романсы "У моего окна" и "Сирень", а также "Оне отвечали, где голос стал несколько более густым, однако по-прежнему скорее лирическим - обожаю тоже эту интерпретацию. И "Весенние воды", которые очень рад был впервые в исполнении любимой певицы услышать, Оксана спела более плотным звуком, светлым и тёплым и так потрясающе эмоционально.
Далее в этом изумительном концерте события развивались так замечательно, как я не мог даже и мечтать. Несмотря на то, что за прошедшие уже 7 лет мой любви к Музыке я посетил невероятно много вокальных вечеров, ещё никто на моей памяти не пел целых ЧЕТЫРЕ биса, а любимая и неподражаемая Оксана сделала это, причём после такой сложной, развернутой и разнообразной программы! И за эти многочисленные бисы Оксане и Ольге отдельное спасибо!!! Сначала любимая певица исполнила романс Михаила Жербина "Плывэ моя душа" - таким мягким и наполненгым, густым и обволакивающим звуком очень интересного "масляного" тембра и так захватывающе прочувствованно. Здесь голос тоже так волшебно, с потрясающе плавным легато тянулся до бесконечности. Вторым бисом стал "Соловьиный романс" Анатолия Кос-Анатольского, интересный, в частности, тем, что в этот вечер это было единственное произведение, содержащее колоратуры. И замечательный голос Оксаны в этих соловиных трелях так прекрасно переливался, так легко и непринужденно и с таким глубоким и сочным светлым тембром, без единого, даже самого малейшего его потускнения. В быстрых пассажах голос, как и хотелось бы слышать, стал более округлым и, естественно, чуть более колоратурным по манере звучания. Третьим бисом стало ещё одно произведение, в плане музыки очень существенно отличающееся от предыдущего - романс Федора Надененко "Цветы последние". Его Оксана спела так нежно, просто волшебным светлым и чистым, но при этом невообразимо глубоким тембром, и очень восхитив совершенством филировки. Этот романс тоже удивительно проникновенный и в плане музыки очень интересный, несмотря на сравнительную малоизвестность его автора. И в качестве заключительного, четвертого произведения на бис Оксана Лесничая исполнила украинскую народную песню "Ой, я знаю", тоже так выразительно, с очень тонко отделанной интонацией в каждой фразе, и таким тягучим, свободно льющимся и ярко окрашенным звуком! Брависсима! Каждым произведением в исполнении Оксаны можно восхищаться просто бесконечно!!! Огромнейшее спасибо за этот незабываемый вечер Оксане, Ольге и организаторам концерта из Химико-технологического университета!
Двумя днями ранее, 23 февраля Оксана Лесничая приняла участие в ещё одном концерте, в Доме культуры "Буревестник" в подмосковном селе Молоково с Центральным пограничным ансамблем, где спела "Я танцевать хочу" и "Черноглазую казачку", которую, кстати, почти всегда исполняют именно оперные певцы и певицы. И на этом концерте тоже Оксана Лесничая продемонстрировала такой неописуемо чистый, мягкий и совершенный голос, как ни у кого больше я не слышал, а также такой волшебный яркий и светлый тембр и такие замечательные тающие диминуэндо. Очень красиво и захватывающе переливался подвижный и одновременно густой и сочный голос в "Черноглазой казачке". И, как я уже не раз писал, песенка Элизы, несмотря на то, что не отличается сложностью, очень хорошо позволяет показать глубину тембровых красок. Поэтому этим фрагментом Оксана Лесничая тоже произвела очень сильное впечатление.
вокал,
Пётр Чайковский,
Ференц Лист,
Ольга Цагарелли,
Франц Шуберт,
романсы,
концерт,
Роберт Шуман,
Сергей Рахманинов,
РХТУ им. Менделеева,
Оксана Лесничая,
музыка