Кармен в МАМТ СНД 21.02.2016 с двумя интереснейшими дебютами: Дудникова, Ерохин, Батуркин, Пахарь

Feb 22, 2016 12:59

21 февраля я в тринадцатый раз послушал живьём великую оперу "Кармен" и в седьмой раз - в МАМТ СНД. Оркестр под управлением Евгения Бражника, на мой взгляд, играл чисто и слаженно, за исключением двух случаев слишком заметного э звука медных духовых в самом начале третьего и четвертого актов, а вот насчёт громкости аккомпанемента можно предъявить весьма существенные претензии в отношении в первую очередь арии Хосе (хотя и Ерохина всегда было слышно) и особенно куплетов Тореадора. Во вступлении к третьему акту и следующих сценах мне очень понравился тембр звучания оркестра, и сопровождать вокалистов он стал очень чутко. В первом действии тоже никто на фоне оркестра не терялся. Я очень люблю оперу "Кармен" с самого первого её посещения, музыка всех её фрагментов мне представляется очень яркой, проникновенной и впечатляющей.

Этих дебютов в партиях Кармен и Хосе я ждал очень долго, возможно, даже около года. И теперь, когда они состоялись в один день, я просто не мог не посетить спектакль. Заглавную партию пела изумительная Ксения Дудникова. С точки зрения техники и владения голосом всю такую длинную и сложную партию от начала и до конца великолепная Ксения спела просто на высочайшем уровне, так, что фактически не к чему было бы придраться, даже если бы я хотел этого. Сильный и такой "облагороженный" голос всегда без малейшего напряжения с запасом заполнял большой зал, буквально доставляя каждую ноту в ухо, наверно, всем без исключения слушателям. Кроме того, несмотря на дебют на московской сцене, певица продемонстрировала очень тонкую отделанность всех фрагментов партии и все эти вокальные нюансы, которые я так люблю, в частности, тающие в конце фразы на пиано. Разнообразие в динамике очень впечатлило. Ксения всегда просто приятно поражала сочностью тембровых красок и пела потрясающе ровно, одинаково ярко и насыщенно во всех регистрах без каких-либо "порожков" между ними.

Я уже достаточно давно обратил внимание на то, что Ксения Дудникова - единственная певица, чей голос в какой-то степени похож на голос моей самой любимой меццо-сопрано Людмилы Кузьминой. Некоторое сходство оттенков было заметно в самом начале и потом в отдельных фразах в каждом акте, в том числе и в финале. Однако в целом всё-таки в этих голосах больше отличий, чем общих черт, что, в принципе, на мой взгляд, более интересно - двух одинаковых голосов на оперной сцене не бывает. У Ксении голос немного более светлый и, как в некоторых сценах казалось, чуть-чуть менее густой (это не недостаток, а просто особенность), однако такой плотный, в том числе, благодаря сфокусированности.

Знаменитая Хабанера прозвучала отточенно и безупречно, таким аккуратным и совершенным голосом. Затем, в середине первого акта, в голосе певицы появился тот жгучий оттенок, которого мы так ждём всегда в партии Кармен. Сегидилья была исполнена с таким чётко выдержанным темпом и яркими интонациями. В Цыганской песне тембр голоса Ксении впервые стал тёмным, и очень понравились насыщенное мецца воче в первом куплете и очень эмоциональное, но отточенное пение в следующих. Крепким, даже драматическим звуком исполнительница титульной партии пела в третьем акте, в частности, в сцене гадания, с плотным и уверенным форте тонко продуманными переходами на чистое и густое пиано. Но несмотря на безупречный, на мой взгляд, вокал на протяжении всех четырех действий, самое сильное впечатление произвел именно финальный дуэт, где замечательный голос певицы ещё в большей степени восхитил неописуемой чистотой, тембровой наполненностью, совершенством звуковедения и легкостью извлечения такого мощного и отточенного звука, и певица по-прежнему так ярко передавала голосом эмоции. Такой прекрасной Кармен я в МАМТ СНД ещё не слышал. Брава!

Также в этот вечер состоялся ещё один не менее долгожданный дебют - Николай Ерохин впервые исполнил партию Хосе. Этот замечательный певец, являющийся для Москвы чем-то даже уникальным - очень крепкий тенор с приятной манерой звукоизвлечения и одновременно таким обволакивающим голосом, и в этот раз спел просто неподражаемо. До Хабанеры роль Хосе включает в себя только разговорные диалоги, однако уже в дуэте с Микаэлой Николай продемонстрировал все возможности своего потрясающего голоса и совершенство владения им, в том числе, просто исключительный динамический диапазон. Сначала в тембре у Николая преобладали тёмные краски, хотя и такое звучание было удивительно чарующим и захватывающим, а во втором акте голос певца обрёл ещё большее богатство обертонов, стал изумительно ярким, сочным и тёплым, и таким отточенным и до бесконечности летящим было тончайшее пианиссимо. Ария Хосе, которая в последние годы стала одной из моих самых любимых фрагментов оперы "Кармен" ввиду невероятной глубины эмоций, заложенной в музыку, тоже прозвучала так проникновенно и ярко, певец прекрасно перекрывал очень плотный оркестр, восхищая мягкостью, тягучестью и объемом звука и такими плавными диминуэндо и крещендо. Сцены из третьего акта и финальный дуэт были спеты очень ровно и выразительно. Браво!

Тореадора пел прекрасный баритон Андрей Батуркин. Ещё в первом куплете очень понравились аккуратность звука и даже разнообразие динамических оттенков, но оркестр явно переусердствовал с громкостью и заглушил отдельные ноты. Во втором куплете стали более заметны интересные тембровые краски. Но больше всего понравился Андрей Батуркин после второго антракта: такой отточенный и благородный голос прекрасно летел в зал без каких-либо дефектов или "пережатости" и восхищал связностью и ровностью звучания.

В партии Микаэлы я впервые слушал Марию Пахарь. По сравнению со спектаклями, которые я посещал полтора-два года назад, контроль над звуком существенно улучшился, понравились яркие и светлые и обычно аккуратные верхние ноты, в том числе, на таком замечательном прочувствованном пиано, чарующе растворяющемся в воздухе в конце фраз. Мощный звук всегда лился без шероховатостей, с запасом заполняя зал. Немного резковатые верхние ноты в некоторых немногих фразах пока были заметны, в одном месте чувствовался небольшой нажим, а в дуэте хотелось более сочного тембра, особенно в нижнем регистре, но, повторюсь, певица в этот раз выступила более удачно, чем в тех случаях, когда я её раньше слушал на сцене театра. А в концертах Мария Пахарь всегда мне нравилась ещё больше, поэтому мне очень жаль, что я не смогу посетить выступление певицы 25 февраля. Роман Улыбин аккуратно и выразительно спел Цунигу, тоже объемным и свободно льющимися звуком, но в партии Мустафы тембр голоса певца был более глубоким и окрашенным.

МАМТ СНД, Кармен, вокал, Евгений Бражник, Ксения Дудникова, опера, Роман Улыбин, Андрей Батуркин, Мария Пахарь, Николай Ерохин, музыка

Previous post Next post
Up