Замечательный грандиозный гала-концерт в Новой Опере в завершение Крещенского фестиваля-2016

Feb 10, 2016 00:07

7 февраля в Новой опере в завершение программы традиционного Крещенского фестиваля состоялся великолепный гала-концерт, объединенный с остальными событиями фестиваля общей темой двойников оперных персонажей. Каждому номеру из первого отделения соответствовала ария обычно того же героя того же или реже похожего сюжета, написанная другим композитором и прозвучавшая после антракта. Однако несмотря "двойниковый" подтекст, это был во многом похожий на "Шедевры оперной классики" или "Десять сопрано" концерт во всех отношениях в лучших традициях вокально-симфонических вечеров любимой Новой Оперы: большинство его участников пели просто великолепно, и были исполнены как очень известные оперные фрагменты, так и более редкие, но не менее яркие и интересные. Гала-концерт, оставивший просто изумительное впечатление, поставил эффектную точку в замечательном Крещенском фестивале, прошедшем, на мой взгляд, с очень большим успехом. На концерте, равно как и на "Капулетти и Монтекки", свободных мест в зале не было вообще, даже единичных. На нынешней Крещенке я побывал сразу на шести мероприятиях, что повторяет рекорд незабываемого вердиевского фестиваля 2013 года (в том числе и по числу услышанных новых произведений крупной формы), и все исполнения, несмотря на некоторые небольшие оговорки, мне понравились. И, пожалуй, те редкие оперы, которые прозвучали на фестивале в этом году, были особенно интересны и красивы.

Этот вечер ознаменовался очень значимым для меня событием, которого я ждал как минимум полгода: ровно в сотый раз я посетил мероприятие с участием Ольги Терентьевой, одной из моих самых любимых певиц, с выступления которой в этом же зале Новой оперы и началась 4 апреля 2009 года моя любовь к классической вокальной музыке. В этот раз Ольга исполнила арию Орлеанской девы, как я понял ещё летом, один из своих коронных номеров, на мой взгляд, не менее коронный, чем Паче и, пожалуй, именно выход на сцену Ольги стал самым ярким номером концерта, несмотря на то, что очень многие певцы и певицы в этот вечер были ну просто слов нет как хороши, даже, пожалуй, концерт был просто на редкость замечательный. Великолепный голос Ольги отличался просто необыкновенной чистотой и невероятным совершенством, владение голосом просто превосходное, в нём не было вообще ни единой, даже самой малозаметной шероховатости. В этот раз звук был чуть-чуть более лёгким, чем обычно у Ольги (но именно чуть-чуть), однако именно вот эта изумительная отточенность звука и придала голосу, по-прежнему восхитительно густому и просто необыкновенно тягучему, некоторую легкость. В этом отношении Ольга в воскресный вечер по манере звукоизвлечения напомнила мне Евгению Сегенюк или Людмилу Кузьмину, которая тоже замечательно пела арию Орлеанской девы. А тембр у Ольги был невероятно глубокий и чарующий, разумеется, существенно отличающийся от часто поющих эту арию меццо-сопрано, но такой сочный и наполненный обертонами и такой ровный, со свободно льющимися и насыщенными нижними нотами и аккуратными, сфокусированными и такими же мягкими, но сверкающими верхними. Также Ольга Терентьева продемонстрировала огромный динамический диапазон и такие плавные и захватывающие переходы между оттенками, такое уверенное форте и тончайшее и насыщенное пиано. И исполнение было очень выразительным, очень точно голосом были переданы чувства Иоанны. Брависсима!!!

Выступления одного из моих любимых певцов Владимира Кудашева тоже всегда являются очень желанными для меня событиями. В этот вечер Владимир Константинович исполнил арию Мефистофеля со свистом из одноимённой оперы Арриго Бойто в рамках представления на концерте темы двух опер на сюжет "Фауста" Гёте. Голос Владимира Кудашева был чистым, плотным, ярким и очень уверенным и звучал ровно, связно и отточенно. Тембр отличался наполненностью, интонация была очень выразительной. Ещё очень сильное впечатление на всех слушателей произвёл сам по себе свист.

Виктория Шевцова просто замечательно спела сцену обольщения из "Манон" Массне. Волшебный голос певицы в этот вечер звучал просто неописуемо чисто, как колокольчик, но в то же время абсолютно гладко, а просто прекрасный чарующий тембр отличался такой приятной окраской. Легкий и лирический, но сфокусированный голос просто чудесно зависал в воздухе, так приятно было его слушать, он был таким совершенным и при этом нежным! И контроль над голосом был просто безупречным, пение было таким техничным, с точно отделанными оттенками. На мой взгляд, это было одно из самых удачных выступлений Виктории из всех многочисленных, которые я слышал.

Пожалуй, именно две Манон были в этот вечер наиболее равнознчно хороши. Я очень соскучился по великолепному голосу Елены Поповской, выступления которой почти с самого начала любви к Музыке всегда ждал с большим нетерпением. И я до сих пор очень хорошо помню Ортруду, Изольду, Абигайль, Турандот, Лизу, на таком высоком уровне исполненные этой прекрасной певицей, а также, конечно же, сольный концерт с прозвучавшими тогда совершенно незабываемо ариями Манон Пуччини и Елизаветы Вагнера. Но уже почти два года мне не доводилось услышать Елену Поповскую, что связано с многочисленными выступлениями солистки по всему миру. На Гала-концерте, завершающем Крещенский фестиваль, Елена Поповская звучала так мягко и обволакивающе, голос был густым, сочным, но при этом таким замечательно парящим, особенно на пиано, которое мне так понравилось, и всегда отличался связностью и ровностью. Тембр был светлым, с такой интересной ненавязчивой окраской. И исполнение было таким прочувствованным и тонко отделанным - сразу было заметно, что звучал фрагмент одной из коронных партий певицы. Брава!
Михаил Губский пел де Грие с обеими Манон. В дуэте Массне у тенора иногда был слышен носовой призвук, во втором акте певец лучше звук контролировал, но тембр был по-прежнему несколько тусклым.

Каватину Фигаро Василий Ладюк всегда поёт артистично и так захватывающе в плане владения голосом и интонаций, каждый раз оставляя очень сильное впечатление. Голос приятного светлого оттенка звучал так мягко, благородно и сфокусированно, техника и дикция в быстрых фразах безупречны, ария во всех отношениях отделана до самых мелочей. Соответствующий фрагмент "Севильского цирюльника" Паизиелло достался Илье Кузьмину, ещё одному высокому баритону, который тоже пел аккуратно и эмоционально, таким отточенным, чистым и бездефектным звуком. В плане музыки редчайшая в нынешнее время ария, которую, скорее всего, подавляющее большинство гостей театра слушало впервые, тоже показалась очень интересной.

В этот вечер я наконец-то услышал Ирину Боженко, предыдущие выступления которой по стечению обстоятельств мне приходилось пропускать. В репертуар певицы на Гала-концерт вошла большая ария Дездемоны из "Отелло" Верди, которую, как мне всегда казалось, должны петь драматические сопрано (ну или хотя бы лирико-драматические). У Ирины, как я понял сразу, с первой строчки, сопрано однозначно лирическое, однако её интерпретация мне тоже очень понравилась. Голос был таким небесно светлым и нежно парящим, тембр - богатым и чистым (тоже, несомненно, можно сказать "как колокольчик"). Певица на протяжении всего длинного фрагмента безупречно контролировала голос и продемонстрировала продуманное разнообразие в динамике и очень хорошее владение пианиссимо. Мне хотелось бы ещё более мягких верхних нот, но формально все они прозвучали очень чётко. Брава!

Моя любимица с 2010 года Валерия Пфистер исполняла песню Дездемоны об иве уже из оперы "Отелло" Джоаккино Россини. Голос отличался такой густой и совершенно ни на чью не похожей окраской, почти всё произведение прозвучало на чарующих и задушевных мецца воче и пиано, голос без каких-либо порожков переливался нотами и без какого-либо напряжения летел над слушателями. Несмотря на то, что у Валерии прекрасно получались финальный дуэт из "Кармен" и арии Далилы и Эболи, в которых звук был действительно плотным, в этот вечер певица сделала такой легкий, но насыщенный оттенок, и голос также отличался отточенностью.

Пожалуй, именно в это воскресенье состоялось самое удачное выступление Натальи Креслиной, на котором я побывал. В песне Наташи из "Русалки" Даргомыжского певица продемонстрировала очень высокий уровень владения голосом, бездефектное форте и насыщенное и сфокусированное пиано. Исполнение тоже было выразительным, а звуковедение - гораздо более мягким, чем 3-4 года назад. Тембр тоже теперь стал гораздо более чистым и даже в какой-то степени тёплым.

Арию Русалки Дворжака пела Марина Нерабеева, сопрано скорее лирическое, несмотря на похожую на драматическую манеру звукоизвлечения. Тембр был хотя и достойным, но слишком матовым, хорошо впетая ария прозвучала хоть и разнообразно, но при удачном контроле над голосом плотности звука и эмоций, заложенных в голос, немного не хватало.

Татьяна Печникова исполнила каватину Жанны д'Арк Верди достаточно чистым и приятно окрашенным тембром фактически без шероховатостей, с аккуратными верхними нотами и стабильным средним регистром. Если сначала голосу чуть-чуть не хватало тягучести, то во второй половине арии кантилена была достойной.

Татьяна Табачук спела арию Дидоны из "Троянцев" Берлиоза примерно так же, как и партию Иродиады из одноимённой оперы Массне: оркестр перекрывала нормально, но в голосе чувствовался небольшой нажим, и хотелось бы несколько более мягкого звука. Артём Крутько во всех отношениях очень аккуратно исполнил финальную арию Дидоны Пёрселла, но, как я уже писал, контртенора по густоте тембра не могут сравниться с меццо-сопрано. Однако когда Артём участвовал в концерте Олега Когана 21 декабря, этот недостаток, присущий всему данному типу голоса, как мне тогда показалось, фактически не ощущался. Эмма Саркисян артистично исполнила сцену Графини из "Пиковой дамы", а целиком ту арию, которую напевает Графиня, спела Галина Королёва, которая, как и всегда, великолепно владеет голосом, очень технично выпевает пассажи, но мне хотелось бы более сочного тембра.

Ещё одним настоящим украшением великолепного Гала-концерта стало выступление замечательного баритона Бориса Стаценко, так ярко и эмоционально исполнившего монолог Фальстафа из одноимённой оперы Верди. Плотный и сфокусированный голос звучал ровно, ярко и уверенно и восхищал густым тембром. Интонации и динамические оттенки были тонко продуманными, а звуковедение - отточенным. Браво! Песню Фальстафа из оперы "Виндзорские проказницы" Отто Николаи спел Виталий Ефанов, который достойно контролировал звук, но не смог произвести впечатление ни тембром, ни захватывающей отточенностью голоса. Алексей Тихомиров в завершение вокальной программы исполнил "Люди гибнут за металл", тоже в целом хорошо спел, но мне хотелось ещё чуть большего совершенства звука и запоминающегося тембра. Алексей мне очень понравился в партии Василия Собакина в "Царской невесте", но здесь голос был не настолько ярок.

Несомненно, невозможно представить себе этот изумительный вечер без оркестра и дирижёра Александра Самоилэ, которые мне в этот вечер просто очень понравились! Оркестр очень чутко аккомпанировал буквально всем солистам и от начала и до конца концерта играл так чисто и завораживающе в плане тембра. В том числе, просто прекрасное впечатление произвели два симфонических произведения на тему древнегреческого мифа об Орфее, открывающее концерт и его заврешающее - Мелодия и "Орфея" Глюка и Канкан из "Орфея в аду" Оффенбаха. В обоих фрагментах были очень точно выверены динамические оттенки. Огромнейшее спасибо любимой Новой опере за этот иниереснейший вокально-симфонический вечер! Таких замечательных концертов давно не было в любимом театре!

Татьяна Табачук, Наталья Крестная, Ирина Боженко, вокал, Борис Стаценко, Эмма Саркисян, Елена Поповская, концерт, Александр Самоилэ, Виталий Ефанов, Крещенский фестиваль, Алексей Тихомиров, Василий Ладюк, Виктория Шевцова, Ольга Терентьева, Галина Королёва, Новая Опера, Валерия Пфистер, Михаил Губский, Владимир Кудашев, Артём Крутько, Илья Кузьмин, музыка, Татьяна Печникова

Previous post Next post
Up