"Кармен" в Большом театре: Кулаева, О.Долгов, Азизов, Алиева

Sep 09, 2015 12:30

4 сентября я впервые побывал на премьере оперы «Кармен» на Исторической сцене Большого театра и в целом в 11-й раз живьём послушал эту великую оперу. Вопреки противоречивым мнениям авторов публикаций после первой серии представлений (которые я так и не мог читать, так как ходил в это время по Крымским горам, о чём обязательно подробно расскажу при возможности), мне постановка понравилась. Она не лишена недостатков, особенно касаемо слишком откровенной сцены перерыва на табачной фабрике (когда происходит выход Кармен). Но всё остальное понравилось, особенно третий акт в плане декораций оставил очень сильное и приятное впечатление. Хотя некоторые очень интересные мне детали, как мне показалось, могут быть даже и не видны из большей части партера - чтобы их увидеть, мне кажется, надо сидеть хотя бы немного выше. В первую очередь я говорю о некоторых элементах фона за сценой в третьем действии. Уже сами по себе горы на горизонте изображены замечательно, а особенно меня приятно поразил открывающийся в ущелье вид на далёкий город, по всей видимости, на Севилью, и светящиеся сквозь туман городские огни. Это так похоже на вид на Алушту с Чатыр-дага, особенно, как я предполагаю, если спускаться с Ангарского перевала ночью. И ещё мне очень понравилась яркая полная Луна, так получилось, что один из символов моей любви к Музыке (так как Луна упоминается в двух моих самых любимых произведениях крупной формы - «Норме» и 39-м опусе Шумана, самый известный романс из которого называется Mondnacht). В остальном во всех четырёх актах постановка тоже, на мой взгляд, адекватна, кроме одного упомянутого момента. Ещё меня очень порадовало, как мне показалось, фактически полное отсутствие купюр в первых трёх действиях (не уверен я только насчёт начала четвёртого).
Теперь переходим к самому, на мой взгляд, интересному - к исполнению и исполнителям. Оркестр Большого театра под управлением Тугана Сохиева мне очень понравился, за исключением некоторых моментов в увертюре и в начале первого акта, когда ударные инструменты почему-то звучали уж слишком громко. Самое яркое впечатление оставили вокалисты, выступившие в двух заглавных партиях - Агунда Кулаева и Олег Долгов. Агунду Кулаеву я, конечно же, мечтал услышать целиком в этой одной из коронных партий года с 2010-го, и вот теперь я наконец-то осуществил свою мечту, одну из самых давних. Слушать Агунду в каждой фразе от начала и до конца было невероятно приятно, её пение всегда удивительно завораживало, в первую очередь, благодаря просто исключительным мягкости и совершенству звуковедения. Голос певицы, притом, что более светлый и лёгкий, чем, например, у Светланы Шиловой, тоже отличается неповторимым чарующим тембром и абсолютной ровностью и бездефектностью звучания, и всегда его можно назвать обволакивающим. Каждая строчка была спета потрясающе эмоционально и выразительно, динамические оттенки (и тембровые тоже, в частности, в соответствующих местах более тёмные) всегда очень тонко продуманы. Великолепно впета партия! Если продолжать сравнивать интерпретации, то Агунда тоже продемонстрировала замечательное владение пиано, в частности, в конце второго акта (это было так красиво, таким густым тембром!), но в целом Агунда Кулаева пела на пиано меньше, чем Светлана Шилова. И ещё меня восхитило умение Агунды делать в подходящих местах более плотный звук, чем обычно - в частности, в сцене гадания и в финальном дуэте. Это было во всех отношениях просто безупречное владение голосом! Брава! Олег Долгов в этот вечер спел Хосе ещё лучше, чем на сцене ЦОПа 12 мая, в этот раз певец контролировал звук просто великолепно на протяжении всей партии, спел вообще без спадов, разве что совсем небольшой призвук был только в самом-самом начале, но он тоже не влиял на впечатление. Голос Олега Долгова яркий, чистый, уверенный, достаточно крепкий, чувствуется связность звуков и отделанность всех фрагментов партии. Всё спето очень проникновенно, и, в том числе, самые сложные моменты прозвучали аккуратно. Может быть, у Нажмиддина Мавлянова тембр ещё более насыщенный, но и у Олега он тоже во всех отношениях очень хорош. Очень впечатляюще прозвучали ария и финальный дуэт. Браво, Хосе! От тореадора (Эльчина Азизова), прекрасного баритона, пением которого я восхищался сразу во многих спектаклях, я тоже ждал очень многого. Но этот певец сначала немного разочаровал немного вялым исполнением первого куплета. Однако уже во втором куплете его голос обрёл привычную мягкость и уверенность звуковедения и глубину тембра. Красиво сливались голоса Эскамильо и Хосе в небольшом дуэте в третьем акте, и в последнем действии Эльчин Азизов тоже чарующе звучал. Микаэлу пела Динара Алиева - тоже очень интересная певица, вообще, именно 4-го, на мой взгляд, был самый многообещающий по именам состав исполнителей из всей серии спектаклей в сентябре, и поэтому мне уже давно больше всего хотелось пойти именно 4-го. И в целом, конечно же, солисты как минимум оправдали мои ожидания, а во многом даже превзошли. Динара Алиева в первую очередь понравилась в самых медленных местах, где её яркий, мощный и светлый голос очень красиво зависал в воздухе и чарующе обволакивал - это было действительно очень впечатляюще! Однако в некоторых фразах арии и дуэта звучание уходило куда-то в сторону, не знаю, как здесь точнее сказать, пожалуй, голос становился немного расфокусированным. С тех пор, как совершенно изумительную Микаэлу я услышал в концертном исполнении во Дворце на Яузе 21 сентября 2012 года (после чего за два с половиной года всего однажды сходил на «Кармен», в том числе, и из-за того, что не мог найти желанную Микаэлу), ещё ни одна исполнительница этой партии (или арии на концертах) до конца не удовлетворяла моим требованиям. Но будем ждать, будем надеяться. Огромное спасибо исполнителям за замечательный спектакль, несомненно, более чем достойный уровня главного театра страны!

Туган Сохиев, Кармен, вокал, Олег Долгов, опера, Эльчин Азизов, Большой театр, музыка, Динара Алиева, Агунда Кулаева

Previous post Next post
Up