Apr 30, 2015 18:08
28 апреля в Большом зале Московской Консерватории состоялся грандиозный концерт-посвящение Елене Образцовой, продолжавшийся 3 часа 30 минут. В первом отделении, наряду с номерами в исполнении пианистов и камерного оркестра, а также выступления Аллы Демидовой (художественное слово), прозвучали в основном камерные вокальные сочинения, а во втором - в основном те же певцы и певицы исполнили оперные арии и дуэты в сопровождении оркестра "Новой Оперы" под управлением моего любимого дирижёра Василия Валитова. Также между номерами концерта с помощью проектора воспроизводили видеозаписи выступлений Елены Образцовой - с романсом Чайковского "О, не грусти", Сегидильей Бизе, третьей песней Леля Римского-Корсакова и арей Лауретты Пуччини. Конечно, запись не может передать исполнение абсолютно так, как оно звучало живьём, но мне очень понравилось, как у Елены Образцовой тонко были сделаны оперные фрагменты и романс и как голос звучал во всех регистрах.
Совершенно изумительно пел мой самый любимый тенор Алексей Татаринцев! Сначала в редком романе Рахманинова "Покинем, милая" певец продемонстрировал чарующий тёмный тембр и, как и всегда, исключительную мягкость звуковедения, великолепную кантилену и замечательные зависающие в воздухе ферматы, отточенно и проникновенно звучали все многочисленные динамические оттенки вместе с невероятно плавными переходами между ними. В арии Рудольфа, которая просто прекрасно ложится на голос Алексея, звучание стало более светлым, однако, как и прежде, он вообще без слышимого напряжения летел в зал и оставался потрясающе связным и насыщенным и волшебно тянущимся до бесконечности. В звуке вообще не чувствовалось нажима, шероховатостей или порожков, во всех регистрах голос отличался аккуратностью и просто необыковенной глубиной тембровых красок. Исполнение было невероятно выразительным, каждая фраза отделана очень точно до самых мелочей, звук округлый и уверенный. Пожалуй, именно ария Рудольфа была лучшим номером концерта!!! Брависсимо, Алексей Александрович!!! И в дуэте Алексей Татаринцев звучал удивительно ярко и чисто, слов нет, как захватывающе!!!
Агунда Кулаева тоже была просто неописуемо хороша, тоже во всех отношениях безупречна, сначала исполнила вместе с камерным хором Минина финал "Маленькой торжественной мессы" Джоаккино Россини - Agnus dei. Голос певицы отличался просто неземной мягкостью и гладкостью и завораживал волшебным тёмным оттенком, необыкновенно наполненным. Верхние ноты были аккуратными и яркими по тембру, средние - исключительно сочными и густыми, и нижний регистр тоже такой объёмный и насыщенный, особенно в конце россиниевского номера низы впечатлили, такие были прекрасные ходы вниз без малейшего "проседания" густоты тембра, ну и в Марфе голос тоже был абсолютно ровным и чистым. Я был просто приятно поражён удивительной впетостью сцены гадания, впечатляющей артистичностью исполнения, продуманными фразировкой и динамическими оттенками, а также разнообразию плотности звука: голос, который в начале Agnus Dei был лёгкий и небесный, стал более крепким в конце фрагмента и в Марфе. Ну и, естественно, тембром и совершенством звука. Кроме того, в обоих номерах легато не только было просто замечательным, но и сочеталось с точной дикцией. Чудесно, с невероятной наполненностью зависало в воздухе пиано. Хор Минина мне тоже очень понравился, в том числе, в номере без солистки - "Адажио" С. Барбера в переложении С. Анашкина для хора a capella - продемонстрировал чистое звучание и великолепное разнообразие и динамических, и тембровых оттенков.
Василий Ладюк сначала спел романс Римского-Корсакова "Редеет облаков летучая гряда", который, как я уже не раз писал, обожаю, а затем - романс Рахманинова "Весенние воды". Как и всегда, голос певца звучал мягко и благородно, произведения отделаны до мелочей, а дыхание было бесконечным. Во втором акте Ладюк исполнил "Серенаду Дон-Жуана" Чайковского, сначала как-то казалось, что густоты тембра чуть-чуть не хватает, во втором куплете певец как-то заворожил высоким классом владения голосом, и эта особенность стала совсем незаметной, сложилось впечатление, что голос для произведения подходит.
Елена Гусева спела мою любимую каватину Леоноры из Трубадура, сначала были заметны небольшие шероховатости и тусклый низ, но во втором куплете голос зазвучал более гладко, сочно, и вторая половина медленной части арии понравилась. Кабалетта тоже, разве что хотелось бы ещё большей технической отточенности некоторых пассажей. В дуэте Мими и Рудольфа Гусева по впечатлению всё-таки потерялась на фоне Татаринцева, так как тембр был не очень ярким.
Ещё мне очень понравился Арсений Яковлев, в частности, спел ариозо Германа из третьей картины аккуратным и хорошо сфокусированным звуком приятного тембра, его нельзя назвать крепким тенором, но он владеет голосом хорошо. У Василисы Бержанской в песне Рихарда Штрауса голос показался недостаточно сочным и несколько однообразным, однако ария Джульетты с напитком получилась гораздо более удачно в плане звуковедения и тембра, за исключением, возможно, нескольких нижних нот.
Илья Кузьмин, один из самых основных в Москве специалистов по моей любимой немецкой камерной вокальной лирике, в первом акте спел "Посвящение" Шумана, продемонстрировав не только прекрасную мягкость и аккуратность звука и продуманное разнообразие в динамике, но и, как и в "Зимнем пути", глубину тембровых красок, хотя в Шуберте их было ещё больше. По удивительному совпадению, когда я в прошлый (и в первый) раз живьём слушал "Посвящение" Шумана, его пела однофамилица Ильи Викторовича Людмила Кузьмина. Во втором акте Илья Кузьмин спел романс Вольфрама из "Тангейзера" (пожалуй, это моя самая любимая опера Вагнера). Исполнение было захватывающе проникновенным, с таким чарующим пиано и плавным легато, и, несомненно, густота звука была достаточной для этого произведения. Браво!
Василий Ладюк,
вокал,
концерт,
Василиса Бержанская,
Алексей Татаринцев,
Московская Консерватория,
музыка,
Илья Кузьмин,
Елена Гусева,
Агунда Кулаева,
Большой зал Консерватории