Дон Карлос в Большом: Кулаева, Ульянов, О.Долгов, Азизов, Нечаева, Мигунов, Казанский

Nov 02, 2014 16:24

В третью премьерную серию спектаклей Большого наконец-то состоялся мой первый Дон Карлос. Если зимой я не пошёл из-за огромного ажиотажа и вызванных им особенно значительных билетных спекуляций, а летом - по причине очень большого количества параллельных мероприятий, которые я просто не мог пропустить, то теперь я наконец-то смог с помощью Большого театра восполнить и второй особенно ощутимый пробел в моей статистике по посещённым операм (первым был "Борис Годунов"). Что касается музыки, то, в принципе, большинство фрагментов очень впечатляющие, но для того, чтобы до конца понять их, и чтобы они стали более просты для восприятия, нужно сходить на Дона Карлоса ещё не раз. Так как больше всего запомнились пока что именно те сцены и арии, которые исполняются на концертах (а таких очень немало: песня и ария Эболи, ария Филиппа, сцена смерти Родриго и дуэт из первого акта). Но снова послушать "Дона Карлоса" получится уже не в эту серию: в сегодняшнем составе никто из артистов меня не интересует (притом, что Гулегина выступает как меццо), а завтра я не смогу быть в Большом. Но и один "Дон Карлос" - это несоизмеримо лучше, чем ни одного.
Постановка очень адекватная, уместны, в том числе, театральные условности в виде исполнения всех картин в одних и тех же декорациях по бокам, костюмы очень понравились, они просто великолепные у Филиппа, Эболи и Родриго, и, слушая оперу, даже не возникает вопроса, например, действительно ли великий инквизитор в Испании носил такую одежду, всё с точки зрения любителя оперной музыки, а не историка, очень правдоподобно. После Дона Карлоса я опять вынужден говорить о субтитрах. Это удивительно, но фраза "Субтитров в Большом театре не видно" остаётся актуальной даже после установки табло, на котором крупными и яркими буквами написано, кто о чём поёт. Дело в том, что с некоторых мест субтитры оказываются закрытыми светильниками, свисающими со следующего яруса, и чтобы прочитать субтитры, нужно наклониться на стуле, что очень неудобно и мешает слушать. И особенно неудобна плохая видимость субтитров бывает, когда это не Травиата и тем более опера, которую я слушаю совершенно впервые, не слушав даже записи. Может быть, поставить ещё экраны по бокам на ярусах, в дополнение к табло? Но слушать, смотря при этом вбок, тоже неудобно. Значит, экран должен висеть в буквальном смысле прямо на светильнике. Для каждой ложи по своему экрану или мини-табло. Если кому-то покажется, что это оборудование портит интерьер зала, то на русских операх и Травиате его можно убирать. Но если уж исполняется что-то редкое, то извольте доносить перевод до каждого слушателя.
Состав в этот раз был одним из самых ровных из оперных спектаклей, которые я посещаю, что несомненно, очень приятно. Несомненно, больше всего я хотел услушать в этом составе Агунду Кулаеву, особенно после того, как певица была просто неописуемо хороша с арией Эболи на концерте 30 сентября. И в этот раз тоже уже с самого начала Агунда радовала слушателей просто ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО мягким и совершенным звуковедением, удивительно глубоким и чарующим тембром и вообще невероятно отточенным округлым и сфокусированным звуком с тёмными низами и светлыми, но насыщенными верхами, а также волшебной плавностью легато, и стаккато тоже было во всех отношениях потрясающим. Дыхание было бесконечным, абсолютно все фразы были допеты до конца, пение всегда выразительное, с очень продуманным выбором динамического оттенка, и звук в драматических местах плотный, остающийся таким же совершенным, а в остальных фрагментах - сравнительно лёгкий. Даже если в самом начале было заметно вибрато, оно было красивым и контролируемым.
Дмитрий Ульянов тоже просто замечательно спел короля Филиппа, продемонстрировав огромный голос, прекрасно заполняющий зал Большого театра и остающийся при этом звучащим чисто, мягко и благородно. Владение голосом безупречное, кантилена прекрасная, разнообразие в динамике тоже очень хорошо сделано, и тембр хоть и не отличается запоминающейся окраской, но при этом остающийся ярким. И вообще звучание очень подходит, на мой взгляд, персонажу певца. Браво!
Великолепного Родриго представил нам в этот вечер Эльчин Азизов. Мне всё казалось, что я его слышал где-то недавно, и мне пришлось перелопатить все мои рассказы, чтобы понять, что нет, не слышал, так как в октябре Жермона пел Ладюк, а в июле - Головатенко. И тогда я понял, что перепутал Азизова с Алиевым, который пел Онегина в сентябре в Центре оперного пения. А голоса-то во многом у них похожие. У Азизова в Родриго был очень мягкий и аккуратный объёмный звук чарующего удивительно насыщенного тембра, столь часто присущего южным певцам, так приятно было послушать этого баритона от начала и до конца, фразировка и интонации всегда продуманные. Голос крепкий и ровный. Вот это настоящий баритон, густой и яркий, но с мягким звукведением. И снова Браво!
Дона Карлоса пел Олег Долгов. Сначала его голос показался не очень сильным для исторической сцены Большого, особенно в нижнем регистре, но он очень красиво сливался с Азизовым в дуэте из первого акта и со второй картины стал во всех отношениях звучать прекрасно, демонстрируя крепкий и одновременно мягкий и ровный голос со столь редкой для теноров, особенно не лирических, приятной манерой звукоизвлечения.
Анна Нечаева в партии Елизаветы Валуа выступила гораздо удачнее, чем весной в Аиде (хотя и там Нечаева, пожалуй, всё-таки лучше, чем Пахарь), и превзошла все, даже самые смелые ожидания. Это не драматическое сопрано, не обволакивающее, но тоже крепкое, и для этой партии на первый взгляд очень подходящее. Меня приятно удивил яркий тембр, сначала тёмный, а потом более светлый и звонкий, с остающимися тёмными свободно льющимися низами, и фактически безупречный контроль над звуком, в том числе, на плотном форте, где если и чувствовалась совсем небольшая резкость, то лишь крайне редко. Пение ровное и очень выразительное. Голос прекрасно летел в зал, очаровывая, в частности, на пиано. Тоже так приятно было послушать! Такой звук уверенный! Так что не знаю, как на фоне такой замечательной Нечаевой будет смотреться, точнее, слушаться Вероника Джиоева и получится ли у неё так же удачно контролировать звук и извлекать нижние ноты наравне с верхними. Будем надеяться, что у Вероники всё получится, но я этого уже не услышу.
И ещё два баса, на мой взгляд, выше всяких похвал тоже спели. Особенно мне понравился Николай Казанский в небольшой, но ответственной партии Монаха. Какой же это был чарующий окрашенный тембр и мягкий, чистый и объёмный и одновременно сфокусированный звук с бесконечной кантиленой! А Пётр Мигунов продемонстрировал во всех отношениях качественный и одновременно очень подходящий по оттенку и интонации звук для партии Великого Инквизитора. Кристина Мхитарян, по ощущениям, звучала действительно с неба, откуда-то над люстрой. У неё зажатое колоратурное сопрано, в целом достойное, но я люблю более свободно льющиеся голоса.
Мне понравился оркестр под управлением Джакомо Сагрипанти и по тембру, и по чистоте звука, единственное место, где аккомпанемент был слишком громким - это в конце арии Эболи. Хор звучал чисто по тембру и слаженно. Огромное спасибо Большому театру за великолепную постановку и такое замечательное исполнение этой одной из самых длинных опер великого Верди!

Дмитрий Ульянов, Пётр Мигунов, вокал, Олег Долгов, Джузеппе Верди, Николай Казанский, Дон Карлос, опера, Эльчин Азизов, Большой театр, Кристина Мхитарян, музыка, Анна Нечаева, Агунда Кулаева

Previous post Next post
Up