Прошла
Caligula Effect 2, которая как раз вышла в Стиме.
Caligula Effect 1-2 была и остается "Персоной на минималках" - без самих Персон, но с интересной боевкой, с практически аналогичным сюжетом "школьный клуб спасает вселенную\город\чашку кофе", с качественным сюжетом и графикой немного похуже (Свитч-порт-с). История тут, как и в первой части, вращается вокруг виртуального мира, в котором от блаженной дремы вдруг очухивается наш герой. Или героиня. Теперь ему или ей предстоит понять, что здесь вообще творится, с помощью дружественного виртуального идола а-ля Мику Хатсуне найти себе соратников и вылезти, наконец, в реальность (потому что тела попавших в сетевую ловушку, очевидно, в коме).
Да, тут можно играть за девочку, и сей факт неизменно радует. Когда уже в Персоне сделают играбельную F!протагонистку? Мы помним Persona 3 Portable, и даже Innocent Sin помним... что, только в памяти эта красота и осталась? Эх. Caligula Effect не дает принципиально разных веток сюжета протагонистам разных полов, однако диалоги + реакция НПС заметно отличаются, и это приятно.
Та самая дружественная айдору, χ (читается как Хи или Кси) сообщает герою\героине, что данный мир создан "виртуальной куклой" (тут так называют искусственно созданных айдору, таких, как сама Хи) по имени Регрет, и сюда, очевидно, попадают те, у кого есть о чем жалеть в жизни. О своем "прежнем существовании" они ничего не помнят, большинство героев вернулось в школьный возраст, как в самый детски-счастливый, и вообще творится полная утопия. Но... помним про тело в коме? И про ограниченность мира-Матрицы? (Мир называется Redo, тут и без пояснений понятно.) И, конечно, энергию захваченных разумов надо куда-то девать, поэтому цели Регрет и Ко далеко не так альтруистичны, как кажутся. "Счастья всем даром" мало когда заканчивается хорошо, а уж даром-то вообще никогда не бывает.
С помощью Хи мы можем менять облик, входя в "боевой режим" (у протагониста красиво вырастают из рук двойные кинжалы, кто-то получает чакрам, кто-то - копье...) и сражаться с прислужниками Регрет. И, конечно, с ее командой - Obligato Musicians. Помним Obligato Musicians из первой игры? Вот тут то же самое. Можно играть и без знания первой части, благо краткий рекап присутствует, а после ее событий прошло целых пять лет.
Основной боевой фишкой серии Caligula Effect был и остается "таймлайн". Играем мы в походовом режиме, и итоги своих атак можно "посмотреть заранее", предвидеть, и спланировать их соответственно. Смотрится как чит, но на самом деле нет, просто удобная вещь, особенно когда приходится прорубаться сквозь толпы мобов и не хочется тратить лишний ход на их добивание. Вдобавок есть "автобой", настраивающийся в трех разных режимах (offensive, defensive, neutral) и позволяющий союзникам назначать свои атаки автоматически (ГГ все равно придется двигать вручную, но всяко получается быстрее).
Все это вместе напоминает мою любимую боевую модель из FFXII (серьезно, почему они забили на такую красоту в следующих играх серии?), которая давала возможность запрограммировать действия всех членов команды простыми условиями if - then, а потом откинуться на спинку кресла и радоваться синергии. Довольно удобно. Единственное, что в Caligula Effect раздражает - нельзя ускорить бой. А боев много, то бишь МНОГО. Даже без гринда побочных квестов ачивку за 200 выигранных сражений вы получите примерно к третьей главе, а то и раньше.
Вместо скиллов здесь "стигмы" - умения и усиления-бафы, которые можно экипировать протагонисту и Ко. Главный герой отличается тем, что, прокачав умение до максимума пунктов (пойнты даются за убитых монстряков), учит его навсегда, можно вынуть из слота и забыть. Есть, опять же, ачивка "выучить 50 пассивных скиллов". Скиллы эти - всякие-разные "дипломатия", "подслушивание" и "сплетни", использующиеся в сайд-квестах. School life sure is... something.
Послушав отзывы "слишком много сайд-квестов и ненужных НПС!" на тему первой части (серьезно, там было 500 НПС, с которыми можно было заобщаться и получить квест! 500!) разработчики вздохнули и урезали контент. Теперь НПС для дружбы "всего-то" 193, качаются они сразу с минимума до максимума, и чаще всего это простенький fetch-квест "принеси то, что у тебя и так в инвентаре завалялось". Есть несколько длинных квестовых цепочек поинтереснее. Присутствует все тот же Causality Chart - знакомство-через-N-рукопожатий график, в котором можно посмотреть профили всех знакомых.
(Очень интересный и жутковатый момент: когда мы прокачиваем отношения до максимума, пусть и быстрым квестиком, нам открывается опция в профиле Dive Deeper, дающая возможность заглянуть "за маску" НПС, посмотреть, какой он вне виртуального мира Реборн и какие проблемы загнали его в этот выдуманный рай. Справочник по психическим болезням выходит вполне полноценный.)
Все остальное - как и в Персоне. Прокачивание длинных Social Links с друзьями-сопартийцами (выбрал неверную опцию в диалоге - заблокировал отношения напрочь! хорошо, что их можно задешево разблокировать у Хи. Продирание сквозь тайны мира (в нашем случае виртуального) параллельно с забегами по коридорам школы. Лут, данжи (интересные и разнообразные, за это плюсик), возможность спокойно побродить по городу между сюжетными поворотами.
Почти спойлер: как и в первой части, есть трансгендер-персонаж! Даже лучше, но дальше будет совсем спойлер. И намек на юри.
(Screenshot unrelated, просто красиво показывает эффектную и жутковатую боевую трансформацию.)
Очень много забавных бесед по здешнему чатику-WIRE, куча тем для обсуждения. Персонажи хороши и неоднозначны, сопартийцы особенно. Приятно разыскивать и находить очень много символизма в их post-transformation аутфитах, даже в цветах, которые во время Outbreak растут на груди у каждого. Жаль, что не дают поиграть "за другую сторону" (в Overdose был целый роут Ostinato Musicians, который можно было проходить "под прикрытием" без отрыва от остального сюжета), поэтому некоторые арки выглядят недозавершенными. С нашими друзьями все хорошо закруглили, а вот с врагами?
В целом игра отличная. Не на 11 из 10, но не всем же быть шедеврами? И заметно короче Персоны (сюжет проходится за 25-30 часов), что для многих тоже будет плюсом.