я - пущенная стрела, или обзор tyranny

Nov 19, 2016 20:30

"Я - пущенная стрела,
И нет зла в моем сердце, но
Кто-то должен будет упасть все равно."
(Пикник)

"Зло относительно, летописец. На него нельзя повесить табличку. Его нельзя коснуться, пощупать или разрубить мечом. Зло зависит от того, где стоишь ты сам, негодующе указывая на него пальцем."
(Глен Кук, "Черный отряд")

Я смотрела на Tyranny с недоверием и снисходительно. Двадцать с хвостиком часов геймплея? Да вы издеваетесь, в тех же Pillars of Eternity было за шестьдесят. Отсутствие личных квестов спутников? Это в наше время вообще несерьезно. Оборванный - по отзывам - финал? Ох. Никаких романсабельных напарников, никаких сложных продуманных тактических боев, никаких куч книг с информацией о мире (как, опять же, было в PoE). Что там, вообще, есть? Каменистая пустошь, пара скиллов и кучка монстров на вольном выпасе?



...Не знаю, что заставило меня запустить-таки игру. Не иначе Оверлорд Кайрос толкнул под локоть. Но уже через полчаса я обнаружила, что дело пахнет интересным. Через два часа - что оторваться, кажется, не получается. Через пять часов... Через десять...

Кто все эти люди и где мои вещи? Туноном клянусь, я же только попробовать!..

"Не существует самопровозглашённых злодеев, зато самопровозглашённых святых - целые полки и дивизии. А где зло и где добро, в конце концов определяют историки одержавших победу."
(Глен Кук, "Черный отряд")



В мире Tyranny нет привычных нам всем выборов "поступить плохо" и "поступить хорошо". В этом мире "зло", армия Оверлорда Кайроса, уже победило, завоевав большую часть известной людям суши. Единственная местность, которая еще кое-как держится - клочок оккупированной каменистой и не очень-то плодородной земли Ярусов, но держаться ей осталось недолго. Туда уже посланы две армии: Алый Хор под предводительством безумца Голосов Нерата и суровое войско Опальных Аше. И вы - офицер на должности Вершителя Судеб, представитель Архона Правосудия. У вас восемь дней, чтобы кое-как примирить ненавидящих друг друга Хор и Опальных, и направить-таки их силы на неприступную крепость, костью застрявшую в горле завоевателей. Иначе Кайрос, чье терпение вот-вот лопнет, уничтожит оптом и тех, и других, и третьих. Да, сахарной пудры, пони и радуг сюда не завезли - помните? Так начинается игра.

Мы привыкли, что, выбирая "добрую" диалоговую опцию, мы незамедлительно получаем деньги, славу, опыт за квест и любовь всех жителей локации - ну, или как минимум три последних пункта. В Тирании этого не будет. В Тирании, если вы попытаетесь быть привычно-добрым, вы получите недоумение от спутников, "это что за псих?" от окружающих, неодобрение от власть предержащих... и в итоге все равно можете ничего не добиться. Это мир Черного Отряда и Взятых, мир, где сила в правде, то бишь кто сильный - тот и прав (вас спасает то, что за вами сила - то бишь воля Архона Правосудия - с самого старта), безжалостное, жесткое и жестокое место. Тут нет светлых паладинов. Тут вообще нет светлых. Оверлорд Кайрос пришел в этот мир четыреста лет назад - и уже тогда не нашлось никакого Великого Героя, который бы встал у него на пути.



Кстати, самый первый спутник, которого вам дают в отряд, имеет четкий элайнмент Chaotic Evil. Неплохо, а?

"Я стал одержимым. Меня преследуют вопли Хромого. Меня преследует смех Госпожи. Преследует подозрение, что мы прокладываем дорогу чему-то такому, что следует стереть с лица земли. Преследует убеждение, что те, кто стремится уничтожить Госпожу, лишь немногим лучше ее. Меня преследует ясное осознание того, что зло в конце всегда торжествует."
(Глен Кук, "Черный отряд")

Дальше? Дальше будет еще веселее. Две армии, с которыми вам предстоит "работать", как посланцу Тунона, Архона Правосудия - это Алый Хор, воплощение тех самых хаотик-ивилов (куча самого последнего сброда, завербованного со всех концов страны, живущее по принципам преступных банд, и держащееся вместе лишь благодаря авторитету Голосов Нерата, того еще сумасшедшего) и Опальные (а это уже lawful evil - ребята, знающие слова "верность братьям по оружию" и "держать строй" не понаслышке, в отличие от Хора, но зато предпочитающие тактику "выжженной земли" и немного фашистскую доктрину "кто не из наших, с теми и разговаривать не стоит" - Хор в этом плане более либерален, а вражеские деревни не сжигает, предпочитая вербовать оттуда в свои ряды). Можно работать на одних, можно работать на других. Можно уйти в Люки Скайуокеры - к местным повстанцам. Можно послать всех, в конце-то концов!



И тогда, на мой взгляд, начнется самое интересное. Но - опять-таки, варианта "всем всегда всё будет хорошо" не ждите. Не та эта игра и не тот мир. И ваши спутники - сплошь профессиональные убийцы (включая пятнадцатилетнюю девочку), и обстоятельства постоянно толкают к мм... хм... да (но - любой вопрос практически всегда можно решить несколькими способами), и Тунон, безэмоциональное Правосудие в маске, бдит, и Бледен Марк, саркастичный и жестокий Палач, Архон Теней, незримо присутствует за каждым кустом. Последние двое, кстати, без вопросов выигрывают топ "персонажи Обсидиана-2016", особенно Бледен Марк.

Напарники, впрочем, тоже неплохи. Практически все обзорщики отметили Барика - воина, запертого в "клетке" из собственных доспехов после того, как Эдикт Кайроса застал его на поле боя (Эдикты, кстати, являются заклинаниями, которым необходим человеческий голос как компонент активации, а проговаривают их... именно, Вершители Судеб. В данном конкретном случае виноваты вы. Не волнуйтесь, Барик хотя бы вышел живым из этой заварушки. Сотням других повезло гораздо меньше). Эта "клетка" держит его в плену уже год, и порой Барик задумывается, бьется ли его сердце там, за стальными пластинами - или же его тело давно истлело, а он сам превратился в дух, обитающий внутри пустых доспехов. Не менее интересны и другие - "певчая птичка", Архон Песни, хрупкая Сирин, уничтожившая больше людей к пятнадцати годам, чем иные солдаты за всю жизнь; огромная кровожадная волчица-человекозверь Смерть-из-Тени; наш личный "хронист", старик Лантри, которому все равно, куда идти, лишь бы и в ад - если там творится история...

"- Эй! - шепнул я. - Хочешь выбраться из этой заварухи живым?
Трактирщик взглянул на меня со страхом и ненавистью.
- Кто вы такие, черт бы вас побрал? - спросил он хриплым шепотом.
- Черный Отряд, Мадл. Черный Отряд.
Не знаю, как ему удалось, но он побелел еще больше."
(Глен Кук, "Черный отряд")



У каждого из напарников есть две независимых шкалы - Loyalty и Fear, "Верность" и "Страх". Спутник может уважать вас - и одновременно бояться, одно не исключает другого; но учтите, что лишь высокая верность заставит его при необходимости пройти с вами через тот самый ад. У фракций шкалы тоже две - Favor и Wrath. При высоком значении Wrath вас скорее всего просто-напросто атакуют сразу же, как только увидят. Высокий же Favor дает вполне понятные привилегии. И опять-таки - фракций много, и быть "в фаворе" у всех... ну, вы поняли. Не выйдет. Повезет, если получится хотя бы у нескольких.

Пара слов о прокачке: при получении нового уровня вы выбираете, какой параметр повышать и какой скилл качать, использовать можете любое оружие, и качается умение владения оным оружием по мере использования (чую, чую дух The Elder Scrolls!). Ничто не мешает дать воину в руки магический посох в середине игры, буде вы того желаете, в общем. Вдобавок присутствует довольно продвинутая система создания своих собственных заклинаний.

В бою, правда, участвуют всего четыре персонажа, включая вашего - не шесть, как в PoE или BG. Для ленивых есть опция Story Mode, включающая "очень легкий бой" - берите попкорн и сонно тыкайте на кнопку атаки, наши все равно победят.

В процессе же "мирных" решений вам придется прокидывать чеки на Athletics (угрозы силой + "спортивные" задачи, вроде "перепрыгнуть ручей" или "взобраться по веревке"), Lore (знания, включая редкие-книжные из всех областей) и Subterfuge (умение быстро соображать в бытовых ситуациях и держать морду кирпичом, когда врешь аки сивый мерин). Все три весьма полезны, надо сказать. Пригодятся.



"Когда я размышляю о характерах своих товарищей, мне часто хочется обладать одним небольшим талантом - умением заглянуть им в душу и сорвать покров с того темного и светлого, что ими движет. Но, быстро заглянув в джунгли собственной души, я благодарю небеса за то, что не могу этого сделать."
(Глен Кук, "Черный отряд")

Tyranny хороша не только как игра (хотя как игра - для тех, кто скучал по BG и полюбил PoE - она хороша безусловно). Она интересна даже не просто как РПГ для любителей играть за "темную сторону" в той же KOTOR. Tyranny - это... нечто иное.

Взгляните на нее как на эксперимент.

Сможете ли вы - захотите ли вы - остаться добрыми в мире, где добрым оставаться не просто невыгодно, а прямо-таки опасно? Где даже лишнее утешающее слово или быстрая смерть, дарованная врагу, могут быть трактованы как преступление? Кем вы станете? Необходимым злом? Излишним злом? Великим-Потому-Что-Нечего-Терять-Злом? Кто окажется вашим союзником? Кто останется под вашим контролем? Кто будет вашей жертвой?

(Да, кстати, одна из игровых ситуаций, совершенно обыденная - убить младенца в колыбели. Не просто  потому что вы Такое Злобное Клыкастое Зло, причина есть, весьма подробно объяснена и очень обоснована. Ваше мнение, господа? Ну что же вы, куда вы все...)

И финал, кстати, не показался мне оборванным. Вполне логичный и завершающий сюжет. Хотя от DLC, пожалуй, не откажусь, слишком уж много мне под конец артефактов накидали, грех не попользоваться. Но сразу скажу - это я, я извращенец, мне нравятся такие нестандартные ходы, 90% игроков, скорее всего, после 3 акта скажут "шозанаф, почему так мало", и будут таки правы, потому что третий акт занимает полтора часа чистого времени. В лучшем случае. Если проходить его медленно и со вкусом, рассматривая каждую встречную ромашку.



Двадцать с хвостиком часов игры. Нет, меня не отпустило. Меня до сих пор не отпускает. Потому что Бледен Марк, выходящий из теней и сверкающий белозубой улыбкой; потому что Тунон в своей маске, торжественно парящий над полом; потому что Аше и Голоса Нерата со своим говорящим посохом; потому что Барик, и Версе, и вечно пишущий Лантри, и Смерть-из-Тени со своим лающим смехом; и сами Ярусы, состоящие преимущественно из камней, камней, и еще раз камней, и древних стен, и еще узких речушек и кривых деревьев, поздравляю, теперь это твоя родная земля, добро пожаловать. Добро пожаловать домой.

"Нам почти так же нелегко погасить в себе свет, как победить тьму."
(Глен Кук, "Белая роза")

игры

Previous post Next post
Up