one chance for us to make the world a better place

Apr 25, 2013 14:30


Can you find the courage when others let you down?
Do you have the strength when there's no one else around?
Are you brave enough to face the darkest night?
Don't worry, 'cause we're with you, ready for the fight!
(Chris Barczynski)

Существует много игр, которые, несмотря на зашкаливающую популярность за рубежом, у нас ограничены, что называется, узким кругом фанатов. Отчасти из-за "консольных" ограничений, отчасти - из-за штампов вроде "Марио? это такой в красной кепке, на денди по платформам бегал? Ерунда для детишек". Ну да, на денди... по платформам.

Одна из моих любимых тактических РПГ, со множеством вариаций партий, техник и способов убиения врагов, например, известна большинству окружающих как "там Эш путешествует с Пикачу, еще Бульбазавр и Чаризард, ну и рыжая девчонка какая-то".

Да, речь о Pokemon (а точное написание - Pokémon)-серии. На самом деле Эш, путешествующий с Пикачу - всего лишь, можно сказать, рекламный ролик для собственно игр. Игр, предоставляющих огромный простор для стратегического мышления, для постановки себе ограничений-челленджей вроде "пройти определенным типом" или "пройти, используя троих участников партии вместо шестерых", для тренировки интересных многоуровневых комбо и тактик.




I choose you!

Немного истории

Сама серия возникла в Японии, в 1996 году. Тогда она еще называлась Pocket Monsters, без всякого сокращения, а выпущены были две игры - Red и Green, и чуть позже третья - Blue, все - для GameBoy.

Действие игр происходит в альтернативной вселенной, немного похожей на нашу Землю, которую во множестве населяют странные существа-покемоны. Они живут бок о бок с людьми, работая вместе с ними, помогая им. Тренеры покемонов ловят этих существ и сражаются друг с другом с их помощью: тренер дает команды и продумывает тактику боя, покемон выполняет. Сильные тренеры покемонов пользуются большим уважением. И, разумеется, наличие существ, обладающих сверхъестественной силой, вызывает у многих личностей желание воспользоваться их возможностями далеко не во благо человечества.

Главный герой, парень по имени "insert name here", а по умолчанию - Red (Рэд), отправляется в путешествие, покидая свой родной городок Паллет Таун в регионе Канто. Профессор по имени Оак предоставляет ему выбор из трех "стартовых" покемонов: огненного Чармандера, травяного Бульбазавра и водяного Сквиртла, остальных покемонов в свою команду Рэду предстоит поймать самому. Впереди битвы с восемью Лидерами, борьба с преступной организацией Team Rocket (Команда Рокет), встречи с ехидным соперником (по умолчанию его имя - Blue, Блю), и, наконец, победа над Элитной Четверкой и титул Чемпиона.

Фанарт: Рэд на Чаризарде, рядом Этан и Лира (герои HeartGold и SoulSilver) на Лугии.



Собственно, сюжет поке-игр весьма прост, и не соревнуется ни с восточными, ни с западными РПГ в хитросплетении историй. Он неизменно качественен, четок и понятен: этого достаточно. Чем он подкупает - это количеством вариаций боя. Даже в самых первых играх уже был 151 покемон; каждый - со своим собственным типом, атаками (их можно учить, переучивать, забывать и вспоминать), со своими эволюциями, характерами (характер влияет на параметры!), слабыми и сильными сторонами. Их можно было тренировать, размножать, выращивать, пытаясь получить строго определенного "солдата"...

Успех игр был ошеломителен. Уже в 1998 году вне Японии вышли Pokémon Red and Blue, являющие собой некий "микс" трех японских версий. В том же 1998 году началась трансляция того аниме, которое наверняка вы все видели на канале ОРТ: юный тренер покемонов по имени Эш (в японском оригинале - Сатоши) знакомится со своим будущим напарником Пикачу и отправляется в путешествие вместе с Мисти и Броком. "Prepare for trouble, make it double!".

Аниме планировалось растянуть всего на полтора года, никто не ожидал, что сериал будет идти с перерывами все 15 лет. Идет до сих пор, кстати; и Мисти с Броком в нем уже давно нет, впрочем, Эш и Пикачу никуда не делись.

Кен Сугимори. Именно ему мы обязаны текущим обликом большинства покемонов.


После старта аниме была выпущена игра Pokemon Yellow, на аниме и основанная: вместо трех стихийных стартеров на выбор герой получал электрического Пикачу, и сам сюжет был несколько изменен, чтобы более-менее повторить сюжет сериала.

А дальше... пошло и поехало. Спин-оффы, ответвления, игра за покемонов, игра за поке-рейнджеров, игра за воинов средневековой Японии, которые сражаются вместе с покемонами... Из гениальной идеи вырос целый гигантский мир; да, собственно, и не один.

Немного теории

Основная серия игр (GameBoy => GameBoy Color => DS => 3DS) делится на так называемые "поколения". Разделены они по числу покемонов, доступных в игре, и отчасти - по регионам, которые мы исследуем. Сюжеты игр более-менее разнятся, но остаются в рамках привычной истории: вы - начинающий тренер покемонов, которому предстоит пройти путь от "нуб обыкновенный, 1 шт.", до чемпиона, лучшего из лучших.

Хо-Ох, властелин небес, и Лугия, хозяин морей - два легендарных покемона, символы Gold и Silver.



Поколение 1 - это регион Канто. 151 покемон - от Бульбазавра до Мью. Игры (здесь и далее буду называть версии, вышедшие вне Японии) - Red, Blue, Yellow.
Поколение 2 - регион Джонто. 251 покемон - последним становится Селеби. Игры: Gold, Silver, Crystal; в последней игре впервые появляется возможность выбрать протагониста-девочку.
Поколение 3 - Ruby, Sapphire, Emerald (регион Хоенн), FireRed и LeafGreen (ремейк первых двух игр, регион Канто, вы опять-таки можете играть за девочку, что было невозможно в Red и Blue). Покемонов уже 386, последним становится Деоксис.
Поколение 4 - Diamond, Pearl, Platinum (регион Синно), HeartGold и SoulSilver (ремейк Gold и Silver, регион Джонто). Покемонов уже 493! И завершает список теперь Аркеус, самый сильный известный покемон, The Original One, создатель планеты, на которой происходит действие игр.
Поколение 5 - Black, White, Black 2, White 2. Регион Унова, покемонов теперь 649. И, заметьте, это я еще не перечисляю новые типы, атаки, движения и возможности, появляющиеся с каждой игрой! Финальный покемон в списке - Генесект.

И, наконец, уже анонсированное шестое поколение, полностью трехмерное, доступное - по обещаниям - с октября 2013 на 3DS. О нем мы пока знаем очень мало: лишь тройку стартеров, двух легендарных покемонов, да новую форму Иви и Мьюту. И, конечно, название: Pokemon X и Pokemon Y.

Трейлер новых игр:

image Click to view



Немного практики

Чем же игры, основанные на ловле фантастических существ и последующих сражениях с их помощью, так привлекают людей?

Я полагаю, что в наибольшей степени - многовариантностью прохождения и свободой выбора. Можно пять раз пройти одну и ту же игру, каждый раз собирая новую команду и используя новые тактики. Можно поставить перед собой "челлендж" - определенные ограничения, делающие игру интереснее. Опытные игроки той же Wizardry 8 помнят забавный челлендж "пройти игру одной феей-ниндзя"; так вот в покемонах возможностей для такого "а вам слабо?" прохождения - тьмы, и тьмы, и тьмы.

Простейший поиск в гугле по запросу pokemon challenge дает множество результатов. Самый известный челлендж - так называемый Nuzlocke: покемон, потерявший сознание в бою (fainted, т.е. HP сбито до нуля) считается умершим и более в битвах не участвует. В обычной игре покемона можно воскресить либо в поке-центре, либо с помощью зелий. Также есть ряд других ограничений: ловить можно только одного покемона на район, первого встреченного игроком; все покемоны должны получить имя, etc. Самые хардкорные игроки вдобавок ставят запрет на применение зелий в бою.

Фанарт: Лэнс, чемпион регионов Канто и Джонто, специалист по Dragon-type.



Существует еще Wedlocke (покемоны формируют пары м\ж, переключиться в бою с одного из пары можно только на другого), Scramble (другие игроки определяют покемонов, которых будет использовать основной игрок, а также их движения и атаки), Monotype (в команде могут быть только покемоны одного типа) и т.д. Иногда выходят весьма интересные результаты, иногда получаются тактики, о которых ранее и не догадывался.

Но это все для хардкорщиков. А игроки, не ставящие перед собой цель "а вам слабо?", могут просто перебирать стратегии, возможности и составы команд. Например, я сейчас по второму кругу прохожу Pokemon Black - с абсолютно новой командой, с другими сильными и слабыми сторонами партии, с другими атаками. И, надо сказать, весьма интересно получается.

Собственно говоря, replayability (ох, как бы это перевести на русский адекватно? "возможность переигровки"?) у покемон-серии - огромная. Разумеется, чем больше покемонов доступны к отлову в данной конкретной игре, тем огромнее.

Еще один факт, прибавляющий серии популярности - это мультиплеер-сеть. Система Global Trade, позволяющая обмениваться покемонами хоть через весь земной шар; Random Matchup, бой со случайным противником; возможность торга покемонами и сражения с другом, при наличии его "кода" Friend Code; Dream World, введенный в последних играх - "волшебный мир снов" покемона; и многое другое. Для всей этой роскоши необходим только хороший Wi-Fi, для Dream World - еще компьютер с интернет-доступом.

Первый бой в играх пятого поколения. Серьезная тактика растет из простейших элементов.


Кстати, по серии качественно прошлись как разумные, так и не очень программисты-модмейкеры, создав - все для тех же хардкорщиков - много неофициальных "переделок" основных игр, упрощенных, усложненных или вовсе превращающих игру в нечто новое, например, в Touhou-ремейк. Лично мне весьма понравились переделки HeartGold и SoulSilver, под названием, соответственно, SacredGold и StormSilver: усиленные противники, увеличенное количество доступных покемонов, все возможные эволюции пойманных существ возможно провести без трейда с другим игроком.

Немного размышлений

На самом деле, мне бы хотелось, чтобы о покемон-серии узнало больше людей. Для многих "карманные монстры" - это что-то детское, несерьезное; вовсе нет. Да, в них интересно играть людям любого возраста, да, у игры рейтинг E - Everyone, "для всех", там нет рек крови и топоров в черепе. Разве это главное?

Тем более, что система "вызванных монстров", реализованная хорошо и качественно, для меня - залог интересности игры. Вспомните ту же Zanzarah: The Hidden Portal, основанную на поке-серии чуть менее, чем полностью; правда, бои призванных существ-фей там были не в походовом режиме, а в реальном времени. Вспомните ту же Persona, где от качественно подобранной "колоды" саммонов главного героя зависит успех битвы. А если подумать, например, про Magic: The Gathering...

Также добавляет интереса то, что каждый покемон - уникален, не существует двух одинаковых. У каждого - свой характер (Nature), свои IV (individual values, параметры, дающиеся при "генерации" - ловле или рождении), свои EV (effort values, параметры, зависящие от того, как вы тренировали покемона), свой уникальный номер тренера. Будьте уверены, что ваш Чаризард - единственный в своем роде, не существует другого такого Чаризарда!

Мой Гуарадос по имени Океан. Он один такой на свете!


Если же вы хотите углубиться в дебри покемоноводства, то вам предстоит многое узнать: про определенное подобие ДНК, которое имеет значение, если вы хотите вывести потомка с четко заданным характером и способностями; про движения и атаки, которые можно получить только с помощью скрещивания двух покемонов... Эта игра далеко не так проста, как кажется.

Но если вы желаете просто наслаждаться битвами фантастических существ - вы вольны ничего из этого не знать, и оно вам не будет надо. Просто взбирайтесь на вершины иерархии тренеров, побеждайте Элитную Четверку и чемпиона, а потом осваивайте пространства, которые откроются только после прохождения основного сюжета (и, поверьте, их будет много! В HeartGold и SoulSilver, например - целый отдельный регион!).




А вы смогли бы - поймать их всех? Или хотя бы попробовать?

Catch'em all!

P.S. А это песня, откуда взяты строчки для эпиграфа - финальный саундтрек к полнометражке Arceus and the Jewel of Life. Вообще у поке-серии неожиданно много отличных песен и музыкальных композиций.

картинки, игры

Previous post Next post
Up