В социобиологической концепции эволюции альтруизма путём родственного отбора есть неустранимое внутреннее противоречие (и не одно…). С одной стороны, чтобы альтруист мог при случае оказывать помощь родственникам, последние должны быть всегда «под рукой» - рядом, в пределах досягаемости, и часто действовать вместе, например, при поиске корма,
(
Read more... )
А факторы ограничивающие инбридинг мне кажется тоже очевидны - это "проточность" группировок, возможность для молодого человека уйти в большой город, на заработки, на обучение и достичь чего-то за что его будут любить девушки и уважаить старики. И этот уход из родного дома ради достижений (для девушек - далёкая выдача замуж) играет роль ограничителя инбридинга, связанных с социально-экономической логикой системы а не с решением отдельных индивидов. И поскольку любое социальное образование - вождество гос-во после первых успехов почувствовав силу и устойчивость, начинает территориально расти и на 2-3 поколения как минимум закрепляется на достигнутых рубежах, образуя не точку а пятно на карте, то это и обеспечивает тот факт, что ограничение инбридинга встречается чаще практикования, ИМХО.
А каково Ваше мнение по этому поводу?
Reply
Reply
Reply
Reply
Соответственно, та или иная степень инбридинга - и у зверей и у нас самих - устанавливается как эпифеномен сортировочных процессов внутри системы (связанных с "типом" воспроизводимолй структуры отношений - иногда она требует большего, иногда меньшего ролдства) в сочетании с колебаниями среды, спадами численности и т.п. внешними проблемами, которые "отрывают" отд. группировки этой системы.
Reply
Reply
Reply
Reply
И самые разные антропологи, и эволюционисты и антиэволюционисты, полагают что запреты связаны с возможностью усложнить систему родства, создать тонкопроградуированную шкалу близости-дальности других людей к тебе и соответственно социальных обязательств
----------------
Вот Леви-Стросс добавляет к теории взаимного воздаяния (reciprocity) в примитивных обществах мысль о том, что браки являются самой фундаментальной формой обмена дарами, где именно женщины представляют собой наиболее ценные дары. "запрет инцеста лучше всего интерпретировать как механизм, обеспечивающий подобный обмен между семьями и группами. Поскольку запрет инцеста универсален, но содержание запрета варьируется, он не может быть объяснен как способ предотвращения заключения браков между генетически близкими индивидами. Скорее, запрет инцеста использует биологические явления половой жизни и продолжение рода для достижения социальных целей экзогамии и родства. Запрет инцеста разделяет универсум сексуального выбора на категории дозволенных и запрещенных сексуальных партнеров. Характерно, что при запрещении брачных союзов внутри группы предполагается обмен супругами из разных групп.
«Запрет на использование дочери или сестры в сексуальных целях вынуждает отдавать их в жены другому мужчине, но в то же время устанавливает право на дочь или сестру этого мужчины. Именно по этой причине женщина, которую не берут замуж, приносится в жертву» (Леви-Стросс 1969: 51).
«Запрет инцеста в меньшей степени является правилом, запрещающим брак с матерью, сестрой и дочерью, чем правилом, обязывающим отдавать мать, сестру или дочь другим мужчинам. Это главное правило дарения» (Там же: 481).
Результат дарения женщин является более глубоким, чем результат обмена другими подарками, потому что отношения, установленные таким образом, это не просто отношения взаимного обмена, а отношения родства. Партнеры по обмену становятся родственниками, а их потомки будут родственниками по крови: «Два человека могут встречаться как друзья и обмениваться подарками и даже впоследствии ссориться и воевать, но основой постоянной связи между ними является брак» (Best, цит. по: Levi-Strauss 1969: 481). Как и в случае с другими вариантами дарения, браки не всегдя являются просто действиями, направленными на достижение мира. Браки могут носить характер серьезного соревнования, в котором участвует множество соперничающих друг с другом родственников.
Тем не менее общий смысл рассуждений относительно запрета инцеста заключается в том, что его результатом является широкая сеть отношений множества людей, чьи связи друг с другом составляют структуру родства. Все другие уровни обмена, его объем и направление, включая враждебные действия, упорядочены в соответствии с этой структурой. Свадебные обряды, описанные в этнографической литературе, являются моментами непрерывного упорядоченного процесса, в котором женщины, дети, ракушки, слова, клички рогатого скота, рыба, предки, китовые зубы, свиньи, батат, заклинания, танцы, коврики и проч. переходят из рук в руки, закрепляя социальные связи. Родство - это организация, а организация дает власть".
И точно также интерпретирует смысл запрета на инцест Мердок, который антиэволюционист и противник традиции Моргана-Чайльда - как способ организации разветвлённой системы родства, в рамках которой распределяются и дозируются права, обязательства, отношения господства-подчинения и пр.
Reply
Reply
Ведь посмотрите в библии история Лота и его дочерей: инцест здесь вызывается необходимостью которая подана как не вызывающая ни проблемы ни осуждения. В мифе об эдипе уже показано, что кровосмешение чем-то настолько опасно, что его надо сторониться и всеми силами избегать. Вообще мне кажется в мифах актуализируются те скрытые опасности, наступление которых люди чувствуют шкурой, но не могут понятьт, что именно их бтьёт и за что, так что мифологический запрет оказывается единственным разумным средством избегания. Мне кажетсчя, становление запретов связано с классобразованием и появлением городов, и следовательно, уходом молодых людей из общины, где все знали друг друга в лицо, в большой мир, где ты никого не знаешь и никто не знает тебя и можно по незнанию нарушить брачные правила установленные в общине, где инцест был невозможен прежде всего потому, что ребёнок находится в подчимнении у родителей, сёстры у братьев и т.д, а брак - это союз равных. В городе эти священные правила внутриобщинной субординации могут неожиданно полететь. То есть сейчас нам этот запрет кажется абсолютным и неотменимым, но он явно возникал исторически и в ряде случаев отменялся (Египет Птолемеев и т.п.). Впрочем, всё что я написал в посте, не про инцест а про инбридинг, запрет на инцест круче именно в силу неравного социального ранга братьев и сестёр, родителей и детей, а также дядей и племянниц (этих браков избегают там, где родственные браки распространены).
Reply
Reply
Reply
А объясняется - обычно никак :) Стыдно. Это как и у нас - почему инцест плохо?
Reply
Reply
Reply
Leave a comment