"О чувствах животных"

Apr 25, 2018 21:18


Общепризнанным для этологов является тот факт, что субъективные переживания животных для нас закрыты (в частности, Лоренц верил в их наличие, но сознательно запретил себе их исследовать из-за «ненаучности вопроса»).

Действительно, базовые этологические термины были заимствованы из психологии и использовались как метафоры, описывающие поведение животных с операциональной, но не сущностной стороны в силу безусловного запрета на антропоморфизм.

Понятия «мотивации», «драйва», «инстинктов», «компаньонов», «побуждений», «стремлений», «намерений» и пр. этологи используют только для указания на сходство «роли» и «места» определённых явлений (той же агрессии и сексуальности) в системе поведения человека и животных. Это не означает тождества внутренних переживаний.

То есть мы можем исследовать сексуальность и агрессию у животных, её внешние проявления и физиологические корреляты, но не можем установить переживается ли всё это животными так же, как нами самими. Иными словами, сексуальность, страх и агрессия у них есть, а вот есть ли отвращение, любовь (или хотя бы (у)влечение) и вражда, то есть чувства, основанные на соответствующих мотивациях? (1)

Изобретение языков - посредников частично приподнимает завесу: у антропоидов переживания отношений во многом наши. То есть душевная боль от потери ребёнка совершенно наша, есть и товарищество (дружественные альянсы особей, «делающих политику» и «воспитывающих детёнышей», вообще всяко поддерживающих  друг друга), осуществляющих преимущественный обмен услугами, а нашей любви  и вражды a la Монтекки и Копулетти скорее нет или она не так развита.

Вообще душевная жизнь обезьяны не сильно отличается от нашей - шимпанзе с гориллами они знают  ложь и стыд (а значит, могут гордиться и каяться), шимпанзе воруют из негритянских  садов цветы и фрукты, чтобы дарить их самкам, им свойственны и другие проявления чувства прекрасного (рисование, рассматривание иллюстрированных журналов и пр.). Но нам легко об этом судить, поскольку это существа, более родственные людям,  чем другим обезьянам, даже гиббонам, и тут есть некоторая эмпатия - наблюдая поведение антропоидов, .мы реже ошибаемся относительно чувств, движущих поведение, чем  в отношении низших приматов, а тем более других позвоночных.

А вот с другими млекопитающими и другими позвоночными в этом плане всё гораздо хуже. Каковы бы могли быть языки-посредники для прояснения такого вопроса с домашними животными - собаками лошадьми, может быть дельфинами, где интеллект безусловно сильно пониже нашего, но есть чёткий эмоциональный контакт, между человеком и его питомцем (на который оба ориентируются в "понимании" друг друга)? (2). То же относится к попугаям, майнам и другим "говорящим" птицам, где ситуация сходная.

Хотелось бы услышать мнение зоологов, психологов, зоопсихологов по вопросам (1) и (2) - или суждения других читателей

зоопсихология, физиология ВНД, этология, психология

Previous post Next post
Up