Прочитал у Гаспарова: прохожих, бегущих по улице, просили вспомнить пословицы. В среднем вспоминали штук 10-20. А когда давали список пословиц и просили поставить крестики, что знакомо - то до двухсот. Вот этот архаичный пласт в сознании современного горожанина никак нельзя недооценивать, тем более в стране, где ещё в 1926 г. 76% населения жило в деревне.
Тем более что пословицы, конечно, народная мудрость, но они в силу рутинизации претерпевают своеобразные изменения - «усыхают». Исходно они строятся по принципу силлогизма (если А, то Б) и указывали на некую причинно-следственную связь, мысль, правило поведения, верное в определённых условиях. «Усохшие пословицы» утрачивают Б и превращаются в максимы, неверные в общем случае.
Некоторые «усохшие пословицы» (в квадратных скобках - исчезнувшая вторая часть)
«Глас народа - глас божий» [: народ Христа продал].
Не плюй в [дурной] колодец - пригодиться водицы напиться.
«Голод не тётка, [пирожка не подсунет]».
«Рука руку моет, [да обе свербят]».
«Чудеса в решете, [дыр много, а выйти некуда]».
«Ни рыба, ни мясо, [ни кафтан, ни ряса]».
«Губа не дура, [язык не лопата]».
«Хлопот полон рот, [а прикусить нечего]».
«Шито-крыто, [а узелок-то тут]».
«Собаку съели, [хвостом подавились]».
«Собачья жизнь: [брехать нужно, а есть нечего]».
«Ума палата, [да ключ потерян]».
«Копейка ребром, [покажися рублём]».
«[Смелым бог владеет], а пьяным чёрт качает».
«Дураку хоть кол теши, [он своих два ставит]».
«Лиха беда начало: [есть дыра, будет и прореха]».
«Все люди как люди, [а мы как мыслете]».
«Два сапога пара, [оба левые]»
М.Л.Гаспаров, 2001. Записи и выписки. М.: НЛО. С.179.
Потому не следует полностью доверять ни «здравому смыслу», ни «народной мудрости». В ходе
рутинизации знание, накопленное некой общностью, имеет тенденцию превращаться в предрассудок , мысли, верные для определённых людей и в определённых обстоятельствах (те же пословицы) превращаются в максимы, претендующие на верность везде и всегда (что для следующих им просто опасно).
Скажем, в своё время А.Д.Сахаров любил повторять, мол, разрешено всё, что не запрещено законом. Это - лишь первая часть силлогизма, с неусвоенной или отброшенной второй. В полном виде мысль звучит так «Разрешено всё, что не запрещено Законом, но разрешённое нельзя совершать с поспешностью», и принадлежит равви
Элемелеху из Лизенска.
Совсем другая мысль, и другой вывод, не правда ли? Не зря ж массовое следование «усечённой» идее принесло нам всем много бед, и разным мерзавцам использовать её куда как удобнее.