Nov 30, 2017 14:32
В своё время у нас в старших классах был замечательный военрук, совсем не подходящий под обычный типаж НВПиста. Капитан КГБ, свободно владеет тремя языками - английский, испанский, португальский, живой, острый ум, умеет привлечь и держать внимание аудитории (в нашей школе это было непросто). Сумел научить меня военному делу, и даже наверно понимать его - хотя исходное сопротивление было существенным.
В то серое время (1980-83 годы) все старались говорить скучными штампами, - он рассказывал много и красочно о работе за границей - наверное, в основном не своей, а коллег. Так, именно от него я впервые узнал об истории, когда во время войны на Канале израильский вертолет крюком подцепил и унёс сверхсекретный советский локатор, пока арабская охрана совершала очередной намаз. Учитывая специфику нашей физматшколы, он вообще рассказывал о войнах 1967-1973 гг. достаточно часто.
Но лучший рассказ, сильней всего отпечатавшийся в памяти - про Никарагуа и тех самых журналистов, которые в заголовке. Тем более что арабским он не владел, а в Латинской Америке раньше работал - вот и рассказы ярче.
В Никарагуа же шла гражданская война. «Красные», сандинисты, свергнув Сомосу, начали социалистические преобразования при поддержке Кубы и СССР. «Белые», латифундисты и «гориллы» сосомсовской армии, как водится, были поддержаны иностранной интервенцией (догадайтесь с трёх раз, какая страна её организовала?). Появились отряды «контрас» (в смысле - «против», «за» они были лишь за свои доллары), которые приходили с территории Гондураса, жгли, убивали, грабили. К сожалению, им удалось поднять против центральной власти индейские племена - сандинисты, как водится, подставились, поспешив с коллективизацией (такую же ошибку к слову, сделали в Советской Венгрии в 1919 году - нетерпение, увы, свойственно всем красным).
Но войну военную выиграть было не сложно - большинство народа было за сандинистов и за преобразования. Надо было выиграть информационную войну, поскольку сразу после начала рейдов контрас все средства массовой коммуникации свободного мира как по команде (выделяю «как» - система децентрализована, ими никто не командует, но каждый повинуется своим - общим для всех - рефлексам) тсали писать о контрас как о борцах за свободу. Ну а то что они жгли, убивали и грабили, как-то оставалось вне внимания прессы.
И чтобы этот кровавый след их борьбы за свободу как-то в сферу внимания прессы попал, никарагуанское правительство организовало для иностранных журналистов экскурсию в район недавних боёв, где им показывали следы пребывания контрас, они говорили с тем, кого бандюки искалечили но убить не успели ну и так далее. А наш военрук (а может, скорее, его близкий друг - точно не помню) был на этой экскурсии одним из сопровождающих.
И вот представьте себе - старенький пароходик, на котором везут журналистов, шлёпая плицами, плывёт по реке Коко, разделяющей Никарагуа и Гондурас.
А в компании журналистов был один, из NY Times, который специализировался на контрас (точней, на борцах с коммунизмом / борцах за свободу, где контрас были парадным примером). О них он писал особо остро и резко, ещё резче бичевал деспотичное марксистское правительство, которое душит права человека и на фоне которого эти самые контрас выглядели почти что ангелами. Типа Политковской, только мужеска пола. НВПист говорил нам, как его зовут, но я запамятовал. Из перьев NY Times я помню только Тома Фридмана, но он скорей работает в другом стиле, режет правду - матку как М.Леонтьев.
И вот представьте - плывёт пароходик по ленивой сонной реке, вокруг тропический лес, кричат попугаи, трогоны перелетают с берега на берег (это такие фруктоядные птички с длинными хвостами, очень красивые). Всех разморило, всем хорошо, мирно сидят на палубе, подставив лица солнышку, и почти подрёмывают - «поэт с фельдегерем, гонимый и гонитель».
Вдруг с гондурасского берега начинает бить миномёт - и явно по пароходику. Сначала мины летят куда-то не туда, потом наконец там взяли верный прицел, одна мина ложится перед судёнышком, вторая за ним. Все, кто имеет отношение к армии, понимают, что это так называемая вилка, и следующий выстрел ляжет точно в цель.
И тут нервы знаменитого журналиста не выдерживают. Он вскакивает, машет руками, орёт миномётчикам, как будто те могут его слышать:
«Куда вы бьёте … здесь же свои!!!» (нецензурное обрамление опускается).
Почему, я об этом вспомнил сейчас?
Сейчас время предвыборное, и услуги таких вот акулов пера и шакалов ротационных машин снова в цене.
Во-вторых, забавно наблюдать, как одна и та же «демократически-правозащитная» риторика используется для сокрушения столь разных целей, как с одной стороны Израиль, с другой - боливарианцы Чавеса. Трудно найти что-то общее между ними, они вполне даже враждуют друг с другом (куда Израилю, союзнику США, от вражды с Чавесом деться…), но информационная атака на обоих ведётся общими средствами.
понимание,
события,
общество,
мысли