Кроме дятлов, из "производителей" дупел в экосистемах не меньше важны бородастики, и некоторые другие группы птиц (трогоны, гаички, ряд поползней, дубоносый скворец). Приводится обзор данных о долблении и использовании дупел, гнездовом поведении, отношении к конкурентам ряда видов азиатских бородастиков. По африканским и южноамериканским, увы, практически нет данных.
Бородастики сами делают не только гнездовые, но и ночёвочные дупла. Последние немедля выдалбливаются на всякой вновь занятой территории, на открытом воздухе ночуют лишь расселяющиеся молодые; в пределах долговременных участков обитания, как и у дятлов, владелец имеет несколько ночёвочных дупел: будучи потревожен в одном из них, он скрывается в следущих.
Красногузый бородастик у гнезда, ниже - его дупло в разрезе, рисунок из статьи Trounov & Vasilieva (2014)
Правда, бородастики больше дятлов зависят от мёртвой древесины, а подходящих мест для долбления дупел немного, их надо найти, и они определяются механическими свойствами субстрата1. Поэтому после успешного размножения в сделанном однажды дупле они стараются там же гнездиться повторно, новые долбят лишь при невозможности этого, и преимущественно на том же суку или дереве, со «знакомыми» механическими свойствами древесины.
Долбить предпочтитают в сухих скелетных ветвях живых деревьев, в широком диапазоне углов ответвления, от полугоризонтального до почти прямого. Чаще всего бородатки не опираются на хвост при долблении, отсюда обычно расположение дупел на нижней стороне суков, отходящих под углами, близикими к горизонтали. Птицы их могут долбить, вися вниз головой (данные по Psilopogon henricii). Наилучшие гнездовые деревья для них крупноразмерные и достаточно старые, иначе не будет выбора «подходящих» суков. Бородастики предпочитают леса с их доминированием: при их наличии занимают даже участки лесов внутри урболандшафта, включая старые парки и ботанические сады.
См.
текст