Против «отбора на ум» у евреев

Aug 25, 2025 14:29



Саадия Гаон на еврейско-арабской миниатюре

с помощью и при участии marina-fr

«Будьте внимательны к сыновьям невежд, ибо Тора к Израилю от них выйдет»65. Странное дело, почему это невежда пригоден для восприятия семени ученого более, чем пригоден к этому ученый, до такой степени, что сказано: «ибо Тора к Израилю от них выйдет»? - но свидетельствует опыт, что это так. И должен ты знать, что, подобно тому, как вещь эта в человеке пребывает, так же и в Торе, ибо интеллект исходит и рождается от человека, телом обладающего, ибо в предмете нуждается интеллект, а предмет его - материя, из которой исходит интеллект к действительности.

И подобно этому - отец-невежда, у которого есть его телесность и предмет для интеллекта, пригоден к тому, чтобы от него вышел сын-ученый к действительности. Тот же, кто сам уже ученый, - целиком он интеллектуален, и нет здесь предмета для интеллекта, ибо материя - предмет его. И потому сказано: «Будьте внимательны к сыновьям невежд, ибо Тора к Израилю от них выйдет», - подобно тому, как находим у человека, что материя - предмет интеллекта человеческого, - что для возрастания интеллекта, который есть Тора, требуется предмет материальный. <…> И потому сказано: «Будьте внимательны к сыновьям невежд…», что предметом Торы является материальное, потому что нет у интеллекта самостоятельного существования в мире, но только - если есть у него предмет материальный.».

Махараль из Праги, Лев Бен Бецалель

А.В.Марков пересказывает  очень популярное исследование Cochran et al., 2006 про сабж. Мол, евреи-ашкеназы (не сефарды и другие «восточные» группы нашего народа - арабоязычные евреи, арамеоязычные лахлухи, бухарские и горские евреи, говорящие на иранских языках) в раннем Средневековье претерпели отбор на интеллект, обратной стороной чего стали генетические болезни, нарушающие обмен сфинголипидов в мозге, типа синдромов Тея-Сакса и Ниманна-Пика.

А отбирались ашкеназы на интеллект  потому, что именно в средневековье большая часть еврейского населения Европы «занималась бизнесом», где успех (в т.ч. репродуктивный) «зависит от ума». А вот отсталые сефарды (коих автор исследования не отличает от «восточных евреев» вообще - мизрахим), что в ал-Андалус, что в Магрибе - «занимались ремёслами». И вот, смотрите, IQ сефардов в современном Израиле действительно ниже, чем у ашкеназов.


Увы, теория Кочран с соавторами во всех своих утверждениях не выдерживает критики - они или неверны вовсе или, если более или менее верны, допускают другое (более подходящее) объяснение:

1. IQ евреев, как и других ранее угнетённых общностей, подвержен эффекту Флинна и возрастает  по мере  эмансипации. У ашкеназов США IQ выше среднего появился только тогда, когда они перестали быть бедняками, плохо знающими английский и подозреваемыми в коммунизме потенциально опасными элементами, поднялись в средний класс вошли в истеблишмент и пр. Т.е. во второй половине ХХ века: до этого он (как и у азиатоамериканцев) был ниже среднего:

«Тысячи переселенцев из Италии, России, Австро-Венгрии и других стран прибывали в Нью-Йорк, где попадали в гигантский фильтрационный лагерь, организованный на острове Эллис, расположенный вблизи статуи Свободы. Иммигранты проходили на острове медицинское освидетельствование, а с 1912 года к медицинским обследованиям добавились тесты на интеллект, проводить которые был приглашен Годдард. Итог был плачевным для иммигрантов: 79% итальянцев, 80% венгров, 83% евреев и 87% русских по результатам тестирования были признаны «слабоумными». В 1917 году Годдард с гордостью писал: «Число чужаков, депортированных по причине слабоумия, в 1913 году возросло на 350%, а в 1914 году - на 570%… Все это стало возможным благодаря самоотверженному труду психологов, вдохновленных верой в то, что интеллектуальные тесты могут быть использованы для выявления слабоумных»

Источник «Коммерсант»

Дискриминационное мнение об умственных способностях «восточноевропейцев», установившееся у белых англосаксов в связи с этим тестированием, ответственно за направленный недопуск в 1930-е евреев, бегущих от фашистского уничтожения:

«еще большую популярность тесты приобрели в 20-е годы, когда данные армейских психологов были рассекречены и опубликованы. По заданию правительства выводы группы Йеркса перепроверил принстонский профессор психологии Карл Бригхэм, который выпустил книгу, мгновенно ставшую бестселлером. Профессор утверждал, что все прошедшие тестирование в 1918 году относились к одной из трех рас - нордической, альпийской или средиземноморской, причем чем больше в призывнике оказывалось нордической крови, тем выше был его IQ. «Результаты наших тестов указывают на неоспоримое превосходство нордической группы,- утверждал Бригхэм.- Нордическая раса - раса господ, организаторов и аристократов… они самодостаточные индивидуалисты, ищущие личной свободы… Как следствие, большинство из них обычно оказывается протестантами… Альпийская раса практически повсеместно есть раса крестьян. Альпийцы - превосходные рабы, идеальные крепостные». Славяне и ирландцы были причислены Бригхэмом к альпийской расе, что же касается выходцев из России, то здесь профессор вообще не делал различий между этническими группами. «Половина иммигрантов из России, попавших в нашу армию, были евреями… Однако наши цифры позволяют опровергнуть расхожее мнение об интеллектуальном превосходстве евреев. Форма головы еврея, его телосложение и цвет кожи не отличаются от таковых у его славянских соседей. Еврей - типичный славянин и альпиец». Проведя статистическую обработку данных группы Йеркса, Бригхэм также пришел к выводу, что 39% русских, 42,3% итальянцев и 46% поляков имеют коэффициент интеллекта ниже, чем у среднестатистического американского негра. Результаты Бригхэма взволновали общественность, и его книга в итоге стала одним из аргументов в пользу принятия в 1924 году Иммиграционного акта Джонсона-Лоджа, резко сократившего число иммигрантов.

Источник ibid., см.также «Американские предтечи и адепты нацизма«

Сходная картина получилась, когда после вступления США в Первую мировую военные тестировали иммигрантов для выявления наилучше осваивающих военные специальности, с кем вообще стоит возиться. Самое важное, было показано, что измеренные цифры IQ слабо связаны со способностью к соответствующему обучению, или же вообще не связаны - что у негров, что у «белых», что у евреев (в приведённой выше цитате видна необходимость объяснить невязки между умственными достижениями «евреев» и низкими результатами тестирования по IQ). То же самое установил Л.С.Выготский для школьников европейского центра России: текущий IQ мало что говорит о перспективах обучения и умственного развития.

Сейчас известно, что IQ показывает не интеллект, а социализацию, он хороший предиктор успеваемости, но не продуктивности научной и прочей деятельности потом, «на длинной дистанции». Главное, что  он прогностичен лишь при постоянных социальных условиях - тогда как для реализации таланта именно их нужно менять.  Для оценки того, развивал ли отбор «умственную продуктивность» вообще, если да, то в какой степени его действие сравнимо с эффектом изменений социальной среды на протяжении исторического процесса, надо брать число реализовавшихся гениев и крупных талантов ( в т.ч. в политике/бизнесе). Как это делали в аналогичных исследованиях В.П.Эфроимсон, Питирим Сорокин или George Sarton в монументальном «Введении в историю науки» (1927-48) .
http://www.socialcompas.com/wp-content/uploads/2015/05/87111438_1336889083_004frzjudenfleckjudenhutujudenkleidung45pr.jpg

Увы, не-американские данные - по Европе или СССР - авторов не интересуют (в 20-е годы измеряли IQ в еврейском детдоме в Малаховке, где он тоже был ниже, чем у русских горожан). Ровно по той же причине по сегодняшним измерениям в Израиле  IQ сефардов и «восточных евреев» ниже - это более бедная, поздней прибывшая (из Магриба, Турции, Болгарии и пр.), хуже образованная, зачастую дискриминируемая и т.д. часть населения. Только к началу 2000-х гг. исчезла грань, отделявшая их от ашкеназов, они стали единым сообществом - хотя и стратифицированным, что неизбежно при капитализме.

Тем более что «интеллигентская» часть еврейского сообщества из стран Северной Африки попала не в Израиль, для них слишком «социалистический», а во Францию или США; особенно из Алжира, где евреи получили гражданство уже 24.10.1870 по закону Кремьё, происходившего из евреев Прованса, т.е. сефардов.



Мелвут Акилдиз. Султан Баязид II встречает прибывших в 1492 году в Турцию евреев-сефардов

2. Именно раннее Средневековье опрокидывает все построения авторов. Будучи важной (в 9-11 веках - и почти равноправной) частью арабского мира, включая ал-Андалус, сефарды и арабоязычные евреи занимались бизнесом с размахом, какой и не снился загнанным в гетто и регулярно избиваемым христианами ашкеназам (см. книгу С.Г.Лозинского). Разница здесь примерно как между Мордашовым и владельцем придорожного кафе.

Тогда же (второй раз в нашей истории) евреи - и именно сефарды - с размахом занялись философией и пр. науками, в чём преуспевали. Так, среди персоналий помянутого многотомника Сартона среди 626-ти учёных, известных в период с 1150 по 1300 г.г. 95 евреев (15%), что сравнимо с 14% евреев среди нобелиатов в первой половине ХХ века и 29% - во второй. О чём см. выдержку из «Евреев и арабов» Шломо Гойтейна или Колетт Сират «Очерки средневековой еврейской философии», где среди персоналий ашкеназы почти отсутствуют.



Еврей-врач и купец. Миниатюра 1574 г.

Ашкеназы в лучшем случае это читали, пересказывали своими словами, но чаще - отворачивались и плевались, боялись «задеть религию», и занимались этой последней. Сколько-нибудь значимых успехов в науках и философии ашкеназы не демонстрируют до 19 века; немногие исключения (ученик Тихо Браге, раввин астроном и историк Ганс Давид) лишь подтверждают правило. Да и в бизнесе тоже - в сравнении с христианским населением, от ломбардских банкиров до создателей Ост-Индских компаний. Еврейский бизнес неизменно остаётся в диапазоне «торговли подержанной одеждой». Иными словами, авторов подводит незнание истории.



«Галерея поучительных портретов, взятых из жизни». (Типажи евреев.). Германия, 1815-1820 годы.

Важное исключение - Голландия и потом Англия после «славной революции»: там были и миллионщики, вроде братьев Перейра, и великие учёные, вроде Давида Рикардо. Но! всё это сефарды, бежавшие туда из Испании-Португалии, или сумевшие получить равное с христианами образование, что было возможно с 17 века. Плюс значительное количество сефардских семейств из Голландии и Великобритании перебралось в США и там слилось с ашкеназами (часто через попытку ведения дел в Карибском бассейне и в Латинской Америке); авторы этого не учитывают и не выделяют в данных.

И всё-таки взрыв реализаций научного таланта евреев начинается лишь с конца 19 в. Как и бизнес-талантов:  скажем, у родственника К.Маркса Филлипса. Как-то уж очень долго ждал «отбор».

3. Гипотеза Кочрана предполагает отбор именно на умение зарабатывать деньги и/или выживать за счёт денег при отсутствии возможности восстать, «применить силу» или же «власть употребить». Развитие интеллекта тут вещь косвенная, средство или последствие. Однако в 19-21 вв. реализация научного таланта евреев а) шла строго пропорционально эмансипации и б) сильно превосходила реализацию бизнес-талантов (также пропорциональную эмансипации). Достаточно сравнить списки самых богатых людей и списки нобелиатов: в первом относительно доминируют англосаксы, во втором - евреи. Непонятно, почему «косвенный эффект отбора» оказывается «прямого».

4. Данные по исторической демографии средневековья (скажем, работы Ю.Бессмертного по Франции) действительно показывают, что у более богатых любого сословия было больше детей - что у крестьян, что у горожан, что у рыцарей. См. табл.3.1 и следующий за нею текст. Но! лишь в хороший год, при неурожаях, войнах и эпидемиях он был одинаково низок, и косил в первую очередь телесно слабых, особенно через тиф и туберкулёз.
Читать далее

P.S. А если хочется действительно внятный пример селективной эволюции когнитивных способностей - см. работу R.L.Cieri, 2014. Craniofacial Feminization, Social Tolerance, and the Origins of Behavioral Modernity. Правда, он происходит непрямым образом, тем же способом, что в работах Беляева и Трут по доместикации (и, что замечательно, их автор цитирует). Где- то со среднего палеолита рост плотности и усложнение групп вызвали отбор на большую социальность и большую толерантность к ближним, что снизило уровень тревожно-оборонительных реакций с "биологическим" компонентом агрессии, и высвободило развитие умственных способностей, быстрый рост которых создал "поведенческую современность".  Т.е. произошла своего рода самодоместикация, вследствие коей со среднего палеолита, в период предшествующий подъёму насилия, реальному ли, притянутому ли за уши, у нашего вида отмечена чёткая краниофациальная феминизация.  Уменьшается половой диморфизм, в первую очередь в пропорциях черепа, сопряженно со снижением уровня тестостерона и уменьшением межполового разрыва по данному параметру, по этим изменениям реконструируется снижение «биологической» агрессивности.

история науки, всемирная история, эволюционная биология, адаптация, мусульманский мир, средневековье, история евреев, социальная история, демография, философия, эмансипация евреев, генетика, психология интеллекта, наследование интеллекта

Previous post Next post
Up