Освободите образование от нейромифов!

Aug 04, 2024 23:53


Кирилл СтасевичУспехи нейробиологии породили множество легенд, которые успели вкупе с несколько сомнительными социокультурными концепциями прочно укорениться в образовании.
Нейробиологические открытия используются в самых разных областях практической деятельности, и не в последнюю очередь в образовании. Действительно, где же ещё применять сведения ( Read more... )

биология человека, физиология ВНД, здоровье, образование, мифология

Leave a comment

backstreetjoy August 5 2014, 10:01:12 UTC
Спасибо, это очень интересно и важно.

Важно, потому что эти мифы мешают жить людям, которые в них ну никак не укладываются.

Еще бы найти опровержение мифу "мелкая моторика развивает речь".

Reply

a_konst August 6 2014, 13:40:18 UTC
Если вы уверены в том, что это миф, то у вас должно быть опровержение, не так ли?

Reply

backstreetjoy August 6 2014, 13:45:40 UTC
У меня есть свое мнение основанное на некоторых прочитанных работах. Есть мнение нескольких специалистов, которое совпадает с моим (точнее, это я тихо-тихо, огородами, приходжила к похожим соображеням и, прочитав о таких мнениях, к ним присоединялась). Но целой работы, статьи, исследования, которое бы опровергало миф, я не видела.

Но, с другой стороны, как его поровергнуть, если у него не существует четкой формулировки? Можно сколько угодно показывать любые результаты - близнецовые исследования, статистику - тебе все равно вернут тот же миф в исправленной формулировке.

Reply

emuzychenko August 7 2014, 04:13:33 UTC
Зачем его искать? Мелкая моторика сама по себе развивает - как точность движений, так и самодисциплину. Даже если она и не влияет на речь, все равно полезно. :)

Reply

backstreetjoy August 7 2014, 09:26:09 UTC
Вот про связь мелкой моторики с волевой регуляцией вы мне сейчас что-то новое сказали. У вас есть какие-то данные об этом?

А искать надо. Потому что мелкая моторика НЕ развивает речь. И, занимаясь развитием мелкой моторики вместо развития непосредственно речи, упускают время. Для некоторых детей это может быть очень плохо, до критичного.

Reply

emuzychenko August 7 2014, 09:44:04 UTC
Дык, элементарно же. Мелкая моторика не используется сколько-нибудь активно в повседневных бытовых операциях, систематическое применение она находит только в соответствующей систематической же деятельности, которая, как правило, требует терпения, аккуратности, усидчивости, самоконтроля и т.п.

Если нет убедительных данных за то, что развитие мелкой моторики одновременно развивает и речь, это вовсе не означает, что упражнения по развитию мелкой моторики бесполезны (в том числе и для речи). Ну а если какие-то горе-педагоги, работая с ребенком по развитию речи, вначале пытаются добиться успехов в развитии моторики, и лишь затем переходить к упражнениям с речью, то их нужно просто гнать в три шеи, как явных шарлатанов.

Reply

backstreetjoy August 7 2014, 11:06:02 UTC
Ну а если какие-то горе-педагоги, работая с ребенком по развитию речи, вначале пытаются добиться успехов в развитии моторики, и лишь затем переходить к упражнениям с речью, то их нужно просто гнать в три шеи, как явных шарлатанов.

Это не отдельные педагоги. Это вообще метод работы по развитию младших школьников. Один из основных. То есть гнать, как шарлатанов, нужно всю нашу методику в принципе.

Дык, элементарно же. Мелкая моторика не используется сколько-нибудь активно в повседневных бытовых операциях, систематическое применение она находит только в соответствующей систематической же деятельности, которая, как правило, требует терпения, аккуратности, усидчивости, самоконтроля и т.п.Не убедили. Это все общие рассуждения о влиянии огурцов на статистику. Волевые процессы детей развиваются не так просто. Смысл в ненаправленной работе такой же, как и в подметании плаца ломом. Если дитя замучается - это еще не значит, что умученное дитя станет лучше, развитее и отрастит себе самоконтроль. Ребенок, погруженный в неэкологичную для него ( ... )

Reply

emuzychenko August 7 2014, 11:17:21 UTC
Если метод не позволяет развивать речь другими методами до получения успехов в развитии моторики - разумеется, нужно гнать как авторов метода, так и прилежных исполнителей. Но мне почему-то кажется, что метод таки включает развитие моторики, как составляющую, а это безусловно полезно.

Дитя замучается, если его регулярно заставлять делать то, что у него никак не получается. Но какие из принятых в образовании методов предписывают упражнять дитя до уровня нейрохирурга или гитариста-виртуоза? А если оно с трудом застегивает пуговицы или продевает ремешок в пряжку - развитие моторики ему безусловно пойдет на благо, независимо от успехов в развитии речи.

Reply

backstreetjoy August 7 2014, 11:29:53 UTC
У меня создалось ощущение, что вы меня то ли не слышите, то ли не представляете проблемы ( ... )

Reply

emuzychenko August 7 2014, 12:37:21 UTC
Я Вас с самого начала хорошо понял. Речь о том, что официально утвержденные методики работы с детьми вряд ли безусловно требуют нагружать ребенка этой писаниной в течение месяцев, невзирая на его успехи в развитии речи. Скорее всего, это политика конкретных педагогов (скорее всего, "частных"). А если педагог не только отдает предпочтение писанине перед речевыми упражнениями, но и продолжает нагружать ею ребенка, не видя особых успехов в развитии речи - это плохой, негодный педагог, который способен угробить любую методику, хоть с мифами, хоть без них ( ... )

Reply

backstreetjoy August 7 2014, 13:32:09 UTC
Мелкая моторика не развивает речь. Вообще. Никак. Активная работа с включением мелкой моторики развивает мелкую моторику.

Официально утвержденные методики как раз и требуют нагружать ребенка писаниной. Например, есть рекомендации, как работать с детьми, имеющими проблемы в синтаксисе. Эти рекомендации - больше выполнять письменных работ с синтаксическим разбором.

Методических рекомендаций по оценке навыков (не академических показателей математика/русский, а именно навыков) в образовательном стандарте нет.

Reply

emuzychenko August 7 2014, 14:36:04 UTC
Чтобы утверждать, что мелкая моторика вообще не развивает речь, нужно, как минимум, иметь результаты масштабных исследований, в которых детям предлагались различные (а не только однообразная писанина) упражения на моторику, и нигде не было получено успехов в развитии речи. Такие результаты есть? Иначе следует формулировать иначе - "однообразная писанина не развивает речь". Что, собственно, даже интуитивно не вызывает сомнения ( ... )

Reply


Leave a comment

Up