«Есть марксистское положение: личность - это точка пересечения общественных отношений. Когда я говорил вслух, что ощущаю себя именно так, то даже в самые догматические времена собеседники смотрели на меня как на ненормального. А я говорил правду. Я зримо вижу чёрное ночное небо, по которому, как прожекторные лучи, движутся светлые спицы социальных
(
Read more... )
Не зря в восточных практиках остановка "внутреннего диалога" используется именно затем чтобы разрушить обычный тип личности. Соответственно, непрерывность и оформленность индивидуального "я" поддежирвается исключительно внутренним диалогом, запущенным разными собеседниками в разные момент жизни.
То что континуитет личности, осознаваемый человеком как "я" обеспечивается интериоризацией внешних социальных воздействий и поддерживается лишь при наличии их последействия (на нас влияют разные люди, мы выбираем между их влияниями, что-то воспринимаем и усиливаем от чего-то закрываемся и тем формируем свою личность) - хорошо известный психологический факт. См. Развитие высших психических функций Л.С.Выготского.
Я ответил на Ваш вопрос? Во всяком случае данные науки психологии и физиологии ВНД не оставляют места места для сакрализации индивидуального эгоизма либертарианского толка - по той же причине по какой они не оставляют места вере в б-га.
Я угадал мотивацию Вашего вопроса?
Reply
но я вынужден с ней согласиться.
Reply
Reply
Reply
Вы знаете, в еврейской традиции есть два "психологических" тезиса. Первый - что каждый человек рождается в мир, чтобы что-то в этом мире изменить - именно то что ему предназначено. И сысл жизни состоит в том, чтобы понять а что тебе предназначено делать и какой способ выбрать. А второй тезис - решить эту смысложизненную задачу нельзя своими собственными силами как бы ты ни был умён и талантлив - нужны встречи, общения взаимодействия с другими людьми, попадающимися тебе в разные моменты жизни.
Оба тезиса в превращённом виде воспроизводятся и в социологии Маркса, и в психологии Выготского-Лурии из которых исходит цитируемое рассуждение.
И спешу успокоить Вас: говоря "я не существую без взаимодействий с другими людьми" Вы делаете подмену связанную с Вашей идеологией. Вы путаете "я" как идеальную сущность, центр принятия решений, то самое что ответственно за индивидуальность и самость, с "я" как физическим телом, у которого есть потребности, влечения требующие удовлетворения и т.п.
Ведь когда Вы спрашивали "неужели когда я один лежу в постели/сижу в туалете, моё "Я" исчезает" Вы невольно Я связывали именно с телом которое понятное дело формируется внутренними мех-мами и не сильно меняется от социальных взаимодействий (даже смены настроения тут не очень важны). А настоящее "я" - тот идеальный агрегат, который определяет вас устойчивый выбор и единообразным образом направляет по жизни - оно формируется Вашими столкновениями и взаимодействиями с другими людьми. Соответственно, всем самым ценным в себе, чем Вы дорожите в собственной инд-ти, вы обязаны им ну и Вам самому конечно - тем что не стали противиться их формирующему влиянию (а могли бы - у нас всех есть свобода выбора).
Reply
Из того, что "Я" формируется взаимодействиями с другими людьми (предположим), не следует, что "Я" ЕСТЬ набор этих взаимодействий. Так, человек умирает сугубо индивидуально, безотносительно социальных взаимодействий. Осознание собственной смертности, выстраивание себя в её перспективе (решение вопросов смысла жизни) - дело личное и, более того, конституирующее личность, "Я". Хотя про то, что я смертен, я узнал от социума, конечно.
Reply
Reply
Reply
Я с этим согласен. Я возражаю лишь против того, что содержание той "самости", которая самопознаётся, может быть полностью сведена к содержанию этих обратных связей. Так, перспектива смерти - это внесоциальное обстоятельство, которое позволяет мне знать, что я существую (а могу и не существовать). Открываемое так "я" внесоциально; другое дело, что средства для осмысления и проговаривания этого экзистенциального опыта даёт социум. "Загробная жизнь" и все, что с ней сопряжено - это один из возможных способов такого проговаривания. Но здесь важнее сама постновка проблемы существования "я", а не конкретные пути ее решения.
""Причём заметьте, моя гипотеза фальсифицируется куда как легче и надёжней чем Ваша""
Которая гипотеза? Что все люди смертны? Я вроде других тут не высказывал.
Вообще говоря, критерий фальсифицируемости был предложен Поппером для демаркации научных высказываний от метафизических (т.е. онтологически нагруженных). Вся тема этого постинга заведомо лежит в области метафизики (в попперовском смысле), поэтому критерий фальсифицируемости тут просто нерелевантен.
Reply
Почти по Аквинату "О сущем и сущности", только с материалистически-марксистской онтологий. Мне кажется, для Вас как хриатианина это м.б. приемлемым?
Reply
Не совсем так. "Лучшая", по Попперу, та модель, которая имеет больше запрещённых следствий. Попперовский же критерий сам по себе не отбирает "лучшую" модель - он указывает лишь на саму логическую возможность её фальсификации по схеме modus tollens, т.е. "Любое А есть В. Не А - следовательно не В". Фишка тут в том, что через этот критерий не проходят суждения о существовании, т.е метафизические. Все модели рассматриваются Поппером как гипотезы, т.е. безотносительно их онтологии. Наш же разговор же о личности - это именно разговор о модусах существования, без онтолгии тут не обойтись.
"""Позволяет же он ак отбирать кладстические гипотезы - куда уж метафизичней?"""
Кладистические гипотезы отбираются по экономности и некоторым другим критериям - но не по фальсифицируемости. По поводу применения критерия Поппера в кладистике уже давно ведётся дискуссия (Kluge, Rieppel и др.), но конца ей не видно. Я думаю, что этот критерий применим лишь к гипотезам о полярности признакам, но не к кладистическим гипотезам как таковым. Ведь кладистические гиптезы - это индуктивные обобщения, а фальсифицируются именно дедуктивные модели. А дискуссия, подозреваю, вызвана в основном интеллектуальной конъюнктурой (желанием всё подогнать под Поппера), а потому малоинтересна.
"""То есть моя модель: у нас есть зависимые пременные, набор параметров, которыми мы характезуем личность и личностное развитие, и я утверждаю что они находятся под контролем независимых переменных - социальных влияний."""
Чтобы обсуждать фальсифицируемость моделей Выготского или Пиаже, необходимо сформулировать их как общеутвердительные суждения, а затем указать возможные следствия, которые этими моделями запрещены. Я навскидку не очень представляю, как это сделать. В любом случае все эти модели говорят о влиянии социума на развитие личности (что я ни коим образом не отрицаю), а не о существовании личности как таковой.
"""Почти по Аквинату "О сущем и сущности", только с материалистически-марксистской онтологий. Мне кажется, для Вас как хриатианина это м.б.
приемлемым?"""
Насколько я помню этот трактат Фомы Аквинского, в нём нет ничего специфически богословского. Так что он может быть соотнесен с разными онтологиями.
Reply
это ощущение возникает из-за того, что люди обычно воспринимают обобщение конкретно, как "Истину про меня здесь и сейчас".
То есть, да, в целом: человек есть проявление производственных общественных отношений, но то, что Я сейчас ощущаю -- совсем из другой оперы, это про дургое, это иной план.
В этом же смысле, например, человек (как один, "вне коллектива") не думает, то есть Мышление осуществляется только в процессе деятельности среди группы людей.
Так же, вне социума, нет языка и нет власти. Ибо мышление, язык, власть --суть одного поля ягоды.
Reply
если не концентрироваться на себе сегодняшнем а сравнить чувства и мысли сегодня с чувствами и мыслями "вчера", сразу встаёт вопрос - а кому я обязан явным приращением/изменением??? даже если я сам раздумывал и в рез-те раздумий стал думать чувствовать и поступать иначе, был внешний ситочник на который я откликнулся изменением.
такой генетический (и функциональный) анализ очень плодотворен имхо
Reply
абсолютно!
и это -- именно анализ в специальной "абстрактной мыследеятельности".
Этот момент подчеркивает важность ухода от приплетения "единоличных" ощущений при абстрагировании. Другими словами от психологичности мы уходим к другой деятельности -- анализу общих форм.
Reply
Reply
Но я не разрушивается, а "приостанавливается".. как тяжело мне было вылазить из Нирваны, кто бы знал!
Reply
Leave a comment