"Воспитательный шок"

Apr 05, 2024 23:08


Благодаря homers_wife читал интересную книгу Бронсон По и Мерримен Эшли «Воспитательный шок», где в том числе описаны отрицательные последствия ранней (да и поздней тоже) селекции «одарённых» детей с использованием тестов на интеллект:

«Глава 5
Поиск интеллектуальной жизни в детском саду

Миллионы детей сражаются за место в программах для одаренных детей и в ( Read more... )

психология личности, культура, интеллект, общество, образование

Leave a comment

tannenbaum April 6 2014, 10:57:02 UTC
Часть света - Швеция. Школы преимущественно государственные, программа практически везде одна, не считая пары международных школ и пары "элитных" (не для умных, а для "высшего класса") интернатов, которые погоды не делают.

Неспособные, конечно, бывают; бывают дети с задержкой развития разной степени или просто менее одаренные, и для них выделяют особые ресурсы; но для тех, кто школу осваивает легко, никаких особых ресурсов или вариантов нет.

Я привыкла уже слышать жалобы приезжих (не только из бСССР) на тему слабой программы и вообще низкого уровня образования, но и шведы, как оказывается, часто недовольны. Например, одна мама рассказывала, как ее ругали за то, что она научила дочку читать до школы, ребенку теперь нечего делать на уроках; мама оправдывалась, что она не учила, дочка сама, а ей объясняли, что мама должна была воспрепятствовать, а теперь ребенку будет трудно социально и скучно интеллектуально. Никакого выхода для этой девочки нет, ни даже домашнего образования; а девочка вполне обычная, не гений, просто любознательная, из таких вполне можно было бы собрать более "продвинутый" класс или группу.

Я совершенно согласна про то, что нужно оценивать задачу или уровень по предмету, но не детей в целом; я бы вообще дедраматизировала и облегчила эти перемешения с уровня на уровень, ну подумаешь, в литературе и английском он сильнее, а в истории пока учит азы; поздно начал физику, но быстро осваивает, а биологию вообще пока отложил, ну и ничего, не всем нужно. Но это в лучшем из миров; а в реальности я бы предпочла хоть какую-то возможность для относительно сильного ребенка попасть в среду таких же детей; я вижу, как мой сын стремительно теряет уровень, и грешу, кроме естественного стремления к среднему, о котором писал, например, Каннеман, как раз на отсутствие среды.

Reply

marina_fr April 6 2014, 20:38:02 UTC
Есть вполне осуществимые варианты - задания разной степени сложности (занковская система, например, позволяет), коллективные проекты, в которых ведёт сильный в этом вопросе (что полезно ещё и с точки зрения социальных навыков).

Reply

tannenbaum April 6 2014, 21:21:22 UTC
Буквально в том комментарии, на который Вы отвечаете, я пишу, что мы в Швеции. Тут нет ни занковской системы, ни элькольнина-давыдова, ни петерсона, ни даже захудалого моро. Тут вообще нет никакой системы в обучении математике, причем программа зато везде одна. Коллективных проектов и сильных в этом вопросе тоже нет. Это я к тому, что теоретически, конечно, ничего невозможного, но вот у меня имеется конкретный семиклассник и тоска по поводу наблюдаемой действительности, но что мне по этому поводу фактически взять и сделать - не вполне понятно.

Reply

marina_fr April 7 2014, 15:58:37 UTC
Надо соображать. Попробуйте пока это поюзать, там есть много интернет-доступного
http://www.mccme.ru/

Reply

tannenbaum April 7 2014, 16:35:18 UTC
Спасибо за совет. Эта ссылка мне знакома. Я только не соображу, как множество интернет-доступного компенсирует то, о чем пишу я - ребенок вынужден большую часть дня проводить в компании сверстников, интересы и склонности которых далеки от математики и другой учебы. Я понимаю, что гений пробьется где угодно, но знаю также, что многих подтягивает среда, если им удастся в такую стимулирующую среду попасть; а если в дестимулирующую, то наоборот, хотя бывают и особо стойкие самодостаточные личности, которым она не очень вредит.

Reply

marina_fr April 7 2014, 16:58:25 UTC
Летний лагерь не у вас в стране? Некоторые мои знакомые привозят.

Reply

tannenbaum April 7 2014, 17:52:25 UTC
Да, я планировала буквально на это лето, но поскольку теперь и Украина, и Россия для нас неактуальны, придется искать что-то в других местах.

Reply

marina_fr April 14 2014, 17:30:53 UTC
Посмотрите всё же
http://www.sch-int.ru/summer/index.php

Reply


Leave a comment

Up