Leave a comment

evgeniirudnyi March 30 2014, 18:01:54 UTC
Я недавно для одного обсуждения искал информацию, какие отличия с точки зрения современной науки есть между обезьяной и человеком. Господин Дробышевский в своем труде Достающее звено пишет таким образом

«Что отличает нас от обезьян? Уникальные признаки человека

- прямохождение (бипедия);
- кисть, приспособленная к изготовлению орудий;
- высокоразвитый мозг.»

Можно узнать, как отвечает на этот вопрос господин Марков?

Reply

wolf_kitses March 30 2014, 18:28:47 UTC
Узнавать надо у него, не у меня, чтобы не было испорченного телефона.
я сам вот что думаю
"человек не противопоставляется ведущему к нему филогенетическому ряду животных, в том числе приматов, а продолжает его, но именно в том самом месте, на котором количественные изменения переходят в качественные. Неслучайно оба принципиальных отличия людей (род Homo) от их ближайших родственников - производящее хозяйство, общественно-необходимый характер труда (простое использование орудий и внутрисемейная передача навыков встречается даже у шимпанзе) и язык - относятся не к индивиду, а к обществу в целом. Если же брать характеристики индивидов, их особенности интеллекта, эмоций, эмпатии, других феноменов социального поведения и социального познания, то отличия людей от антропоидов будут количественные, но не качественные. А вот труд и язык - это, как говорят кладисты (специалисты по филогенетическому анализу), синапоморфии, маркирующие именно «нашу ветвь» и отличающие её от прочих".http

Reply

evgeniirudnyi March 30 2014, 18:48:56 UTC
Спасибо за ссылку. Я думую однако, что вряд ли имеет смысл привлекат биологию к рассмотрению отношений между людьми.

Моя проблема в том, я никогда не понимал, как количество может перейти в качество. Меня лично интересует вопрос происхождения сознания и языка и пока я не видел удовлетворительного ответа.

Я спросил про Маркова, поскольку вы написали, что вы прочитали его книгу.

Reply

wolf_kitses March 30 2014, 19:12:29 UTC
Прочитал, и могу объяснить его взгляды, но в таком случае всегда лучше чтобы объяснял сам чел
про происхождение языка на русском рекомендую одноимённую книгу СА Бурлак

Reply

evgeniirudnyi March 30 2014, 19:43:52 UTC
Я видел интервью с госпожей Бурлак на постнауке, как раз по поводу выхода ее книги. Однако лично на меня ее ответы в интервью произвели удручающее впечатление, соответственно желание знакомиться с ее трудами отсутствует.

Обсуждение о языке по-моему невозможно отделить от обсуждения знака. На эту тему среди биологов можно увидеть увлечение семиотикой Пирса, даже есть такое направление как биосемиотика.

Я могу ошибиться, но из интервью госпожи Бурлак я вынес, что она просто не в курсе подобных обсуждений. Ее взгяды похоже сводятся к примитивному физикализму.

Reply

utjkju April 2 2014, 04:50:19 UTC
http://www.youtube.com/watch?v=rcYtppJL5_s - мне эта лекция понравилась. Но тут только про развитие сознания.

Reply

evgeniirudnyi April 2 2014, 20:00:32 UTC
Вы знаете, я недавно слушал другую лекцию Анохина на youtube: «Мозг учёного: как он познаёт истину». Так вот в этой лекции он утверждает, что

«Мозг ученого в поисках истины работает по урокам биологической эволюции.»

«Наука снабдила его набором сформулированных правил, закрепляющих эти принципы как научный метод.»

Поэтому энтузиазма слушать другие лекции Анохина у меня нет.

В целом это очень забавно, когда нейрофизиологи начинают рассуждать о сознании. Большинство из них просто не понмают, про что они говорят (см. например две цитаты Анохина выше). Исключения встречаются, но крайне редко.

Reply

utjkju April 3 2014, 01:05:39 UTC
А в чем проблема ( ... )

Reply

evgeniirudnyi April 3 2014, 18:43:09 UTC
Видите, я лично вижу полную кашу в высказываниях господина Анохина. Для наглядности я повторю высказывания.

1) «Мозг учёного: как он познаёт истину».

2) «Мозг ученого в поисках истины работает по урокам биологической эволюции.»

3) «Наука снабдила его набором сформулированных правил, закрепляющих эти принципы как научный метод.»

В утверждение 1 рассматривается мозг как движущая сила познания. В утверждении 3 однако уже говорится, что это наука снабдила мозг набором правил. Получается по-моему порочный круг, когда с одной стороны мозг творит науку, с другой наука ведет самостоятельную жизнь, оторванную от мозга. Утверждения 2 выглядит не лучше, поскольку в нем появлется некоторая тетя, которая учит мозг, как надо себя вести. Вы действительно считаете, что эволюция преподносит мозгу уроки?

"То есть вы отрицаете тот факт, что человечество создает научное представление о мире?"

Так все-таки кто-же создает научное представление: мозг или человечество? Можно узнать, что же говорит нейрофизиология по этому поводу?

Reply

utjkju April 4 2014, 01:20:21 UTC
И мозг и человечество ( ... )

Reply

evgeniirudnyi April 4 2014, 19:14:08 UTC
Перед тем как увидеть спираль развития, было бы вначале неплохо найти среди N мозгов человечество. Вот например вы упомянули про законы природы. Хорошо известно, что люди состоят из молекул, котое взаимодействуют между собой согласно законам физики. Итак мы наблюдаем в пространстве-времени перемещение взаимодействующих между собой молекул. В целом нетрудно выделить специальное скопление молекул, которые особенно интенсивно взаимодействуют между собой и назвать такие скопления мозгом и затем далее увидеть во вселенной N мозгов. Однако остается непонятно, чем в такой картине мира является человечество. Вы не подскажете, как человечество определяется в нейрофизиологии?

К слову сказать при рассмотрении законов природы появляется другой непонятный вопрос. Вот молекулы существуют в пространстве и времени. Однако где же существуют законы природы? Из вашего описания вроде бы следует, что законы природы существуют вне пространства и вне времени. В какой части Вселенной нейрофизиология размещает законы природы?

Reply

sov0k April 4 2014, 19:35:21 UTC
> как человечество определяется в нейрофизиологии?

Как фактор окружающей среды.

Reply

evgeniirudnyi April 4 2014, 19:39:35 UTC
Окружающая среда, согласно тому что мы знаем из физики - это атомы, молекулы и излучения, которые подчинаются законам физики. Или вы считаете, что человечество добавляет в движение атомов и молекул новые законы, которых не было до появления человечества?

Reply

sov0k April 4 2014, 19:57:22 UTC
Если мы говорим о нейрофизиологии, то мы по умолчанию уже выбрались на более высокий уровень организации материи, чем атомы и молекулы.

Reply

evgeniirudnyi April 5 2014, 06:57:06 UTC
Как вы считаете, законы физики, управляющие движением атомов и молекул, каузально замкнуты или нет?

Если нет, то хотелось бы поподробнее узнать, каким образом более высокий уровень организации материи может повлиять на движение атомов и молекул.

Reply

sov0k April 5 2014, 07:15:03 UTC
Что такое "законы"? Что такое "управляющие"? И, самое главное, что такое "замкнуты"?

Но таки да, каузально.

Reply


Leave a comment

Up