«Парфорсная эволюция как механизм быстрой адаптации»

Feb 15, 2024 01:02

В продолжение темы « Ламарк и стресс: дарвинистское объяснение основных эпифеноменов ламаркизма»

Наконец-то в «Палеонтологическом журнале» №9 за 2013 год вышла статья В.В.Суслова про сабж. Поскольку его работы мне представляются наиболее интересным из того, что у нас делается по эволюционной биологии, я коротенько перескажу, тем более это ( Read more... )

популяционная биология, этология, урбанизация, популяционная генетика, орнитология, социальная организация, эволюционная оптимизация, теория систем, СТЭ, микроэволюция, зоология

Leave a comment

Comments 22

pronzus February 14 2014, 21:27:59 UTC
У русскоязычного варианта ПЖ не может быть 9-го номера - он раз в два месяца выходит.

Reply

wolf_kitses February 14 2014, 21:40:16 UTC
да, вспомнил, 5й

Reply


mike67 February 14 2014, 21:39:46 UTC
Нечасто встретишь такой сабж!

Reply

wolf_kitses February 14 2014, 21:40:43 UTC
это смотря где )))

Reply

mike67 February 14 2014, 21:53:25 UTC
Нет, ну здесь - да, а вообще - нечасто!

Reply


wolf_kitses February 16 2014, 22:33:53 UTC
спасибо, интересно. А как это связано с темой статьи, по-Вашему?

Reply


egor_13 February 15 2014, 00:06:29 UTC
Да, кстати о некоторых(!) сторонах обсуждаемого: я про формирование зимовки крякв в Иркутске рассказывал? Если нет, то расскажу, похоже, это в тему популяционных адаптаций.

Reply

wolf_kitses February 16 2014, 22:34:09 UTC
нет, расскажите

Reply

egor_13 February 17 2014, 01:01:44 UTC
Мне казалось, что рассказывал. См. нашу статью в "Казарке" 2008, т. 11(1). В общем, суть дела такая. В период после постройки Иркутской ГЭС и соответственного появления незамерзающего участка (вдобавок ко всяким очистным и проч.) сперва, в 1950-е и до начала 1990-х, кряквы тут, конечно, зимовали, но в очень малом числе, до 20 штук. Миграция вдоль Ангары продолжается где-то до середины ноября, потом замерзает и Братское и Иркутское вдхр., и она останавливается, кто остался, тот остался. Потом, примерно с 1992 или 1993 года, численность зимующих крякв резко, года за 3, выросла до нескольких десятков и сотен. И на этом уровне остается - с того времени и по сей день зимует крякв от 200 до 600, чаще всего 300-400. Причем подавляющее большинство этих птиц - молодые; прямых данных об этом нет, т.к. в это время их сложно по оперению, только небольшую часть можно этим путем посчитать молодыми, но есть очень солидные косвенные данные - а именно то, что, как только пролётные утки в большом числе начинают держаться в Иркутске, с октября, ( ... )

Reply

wolf_kitses February 22 2014, 10:23:11 UTC
спасибо. Да, резкий фазовый переход всей массы населения вида в какой-то местности - это и норма становления местного населения у зелеёной пеночки, чечевицы и пр. быстро расселяющихя видов при занятии новых районов. Т.е. поуляция на локальные селективные давления реагирует как целое, на территории, много большей зоны собственно воздействия, и в соответствующую сторону меняются все особи данной поуляции, а не токмо непосредственно исытывающие воздействия (пусть и в разной стеени - чем дальше от, тем больше). Урбанизация отл.пример
а это у Вас где-то опубликовано?

Reply


ivanov_petrov February 15 2014, 06:17:13 UTC
да, спасибо, очень интересно. мне тут больше всего нравится (было новее всего) увязывание жерихинских размерных ограничений с качественными эффектами, как-то я это не мог додумать до конца. Здорово.

Reply

wolf_kitses February 16 2014, 22:35:58 UTC
рад, что Вам понравилось. Но не ведёт ли увязывание масштаба биотопа с качественными эффектоами к принятию важного мне и немилого Вам "морфологического" взгляда на популяцию, как на естественным образом выделенную систему, со своей структурой (видовой пространственно-этологической), с естественными границами, к-рые она занимает даже в однородной среде, а не "растекается", ограничиваемая лишь барьерами для расселения?

Reply

ivanov_petrov February 20 2014, 15:48:06 UTC
Боюсь, тут путаница - некоторое искажение позиций. Я, насколько помню, никогда не думал, что популяция бесконечно растекается и пр. Я говорил несколько иную вещь - что это дырка в системе (организма), что организованность популяции (несомненно, она есть) обеспечивается в основном механизмами устойчивости организменного уровня. Говоря грубо - сигнальная поза хранится где-то в индивиде, а не в популяции. Что у популяции есть морфология - не сомневаюсь.

Reply


Leave a comment

Up