Евреи в работорговле

Aug 22, 2015 13:59


Одним из наиболее ранних свидетельств об участии евреев в торговле рабами служит осуждение папой Григорием Великим (VI в.) некоего еврейского торговца за то, что среди доставлявшихся из Галлии в Италию рабов были и христиане. Король Людовик I Благочестивый пожаловал нескольким евреям право на ввоз и продажу иностранных рабов (около 825-28 гг.). Архиепископ Лиона Агобард осуждал королевских чиновников, согласившихся с еврейскими торговцами в том, что рабы-язычники желают креститься, только чтобы обрести свободу, поэтому им следует позволять креститься лишь в том случае, если владельцу уплатят за них требуемую цену. Агобард обвинял евреев также в том, что они иногда продают в рабство даже родившихся христианами. В таможенных книгах города Раффелштеттен на Дунае, который был в раннем средневековье значительным торговым центром, в записях за 906 г. среди имен работорговцев встречается несколько еврейских.

Арабский географ Ибн Хордадбех (конец IX в.) упоминает и рабов-евнухов среди других товаров, которыми торговали еврейские купцы на морских и караванных путях из Франконии в Китай. Еврейский путешественник Ибрахим Ибн Я‘акуб сообщает о еврейских (наряду с мусульманскими и тюркскими) работорговцах в Праге около 970 г. В 988 г. пражский епископ Адальберт ушел со своего поста после того, как ему не удалось выкупить группу рабов, приобретенных еврейским работорговцем. Еврейские работорговцы упоминаются в таможенных книгах Кобленца за 1004 г., а в 1009 г. фигурируют в связи с обвинением маркграфа Мейсена в продаже рабов евреям. В 1085 г. в Силезии некая княгиня выкупила у евреев христианских рабов и освободила их.

Сведения о работорговле в средневековом мусульманском мире скудны. Судя по ним, здесь евреи почти не занимались работорговлей: арабы и турки отбирали это прибыльное занятие себе, оставляя евреям ремесло, медицину и финансовые операции (http://wsf1917.livejournal.com/36767.html#cutid1). В Османской империи власти запрещали евреям торговать рабами, но во время войны с Кипром в 1571 г. было сделано исключение.

В Новом Свете, в частности, на островах Карибского моря, в торговле рабами-африканцами и индейцами участвовали поселившиеся здесь мараны.

Из великих колониальных держав эпохи географических открытий больше всего евреи участвовали в голландской работорговле. До 1730 г. Нидерландская вест-индская компания обладала монополией на ввоз рабов во все голландские колонии в Новом Свете, однако в голландской Бразилии в 1630-54 гг. именно евреи, видимо, были главными розничными работорговцами. На Кюрасао голландцы иногда разрешали купцам вести независимую торговлю рабами; среди получивших такое разрешение были братья Давид и Я‘аков Сеньор (Фелипе Энрикес), прибывшие на остров из Амстердама около 1685 г. Другой еврей с Кюрасао, Мануэль Альварес Корреа (1650-1717), долгое время занимался работорговлей на острове, а в 1699 г. был посредником между Нидерландской и Португальской вест-индийскими компаниями в переправке партии рабов из Африки в Мексику через Кюрасао.

Город Виллемстад - глубоководный порт, окруженный стенами, и плантации острова сделали Кюрасао важным пунктом назначения для голландской West Indies Company, занимавшейся работорговлей: в городе был крупный рынок рабов, и спрос на них был велик в поместьях, раскинувшихся на холмах вокруг Виллемстада. Но большинство обитателей Кюрасао лишь осуществляли финансовое сопровождение операций, посредничали в купле-продаже «живого товара». Чтобы его захватывать и вывозить самим, у евреев не было главного - покровительства государства и крупных вооружённых отрядов (первое в истории всегда связано со вторым и наоборот).

На Ямайке работорговцами были Давид Энрикес, Хайман Леви и Александр Линдо (1753-1812; основной поставщик рабов в 1782-92 гг.). Члены семейства Градис из Бордо занимались ввозом рабов из Западной Африки во французские колонии в Новом Свете, в частности, в Санто-Доминго (ныне Доминиканская республика). Активное участие во ввозе африканских рабов в вест-индийские колонии принимали еврейские торговцы с Атлантического побережья Америки - Давид Франке из Филадельфии (1760-е гг.), Ахарон Лопес и Я‘аков Родригес Ривера из Ньюпорта (остров Род-Айленд) и Ицхак Дакоста из Чарлстона (1760-70-е гг.). В Луизиане как под французской, так и под испанской властью работорговлей занимались братья Монсанто. В южных штатах США вплоть до конца гражданской войны также были работорговцы-евреи. Леви Джейкобс торговал рабами в Нью-Орлеане в 1820-х гг., братья Дейвис из Вирджинии начали торговлю рабами в 1838 г. В 1850-е гг. работорговлей занимались Я’аков Левин из Колумбии в Южной Каролине и Изреэл Джонс из Алабамы; в 1859 г. Б. Мордехай из Чарлстона купил рабов на сумму в 12 тыс. долларов.

Электронная еврейская энциклопедия

http://www.eleven.co.il/article/13389

Участие евреев в международной торговле живым товаром в конце XIX- начале XX вв. независимо друг от друга отобразили  Куприн и  Жаботинский. В отличие от еврейских революционеров лица, вовлеченные в работорговлю, всегда осознавали свою связь с еврейством: строили специальные синагоги, создавали погребальные общества и благотворительные организации.

По счастью, их было немного, раввины и большинство прихожан ими брезговали, хотя те и умели выкручиваться. Один такой, брат известного раввина, сказал брату, не желавшему с ним общаться - почему важничаешь? Это у меня брат - великий учёный, а у тебя - гангстер и сутенёр. Эмансипаторы, революционеры, как и положено, порывали с проклятым прошлым (без кавычек), и мои симпатии всецело на их стороне.

Участие евреев в работорговле в средние века и в новое время специально подчеркивается антисемитскими авторами. Впрочем, об их осведомлённости говорит тот факт, что все они вместе взятые, упоминают не более трети конкретных случаев, перечисленных в Энциклопедии выше. Опять же, сколь бы значительными ни были торговые обороты еврейских работорговцев на юге США, они все вместе не идут ни в какое сравнение с оборотом такой крупнейшей нееврейской фирмы, специализировавшейся на работорговле, как «Франклин и Армфилд».

via wolf_kitses

история евреев, рабство, всемирная история, общество

Previous post Next post
Up