110

Jul 16, 2022 23:11


Сегодня 110 лет со дня рождения Александра Романовича Лурии, который для психологии ХХ века значит то же самое, что Эрнст Майр для теории эволюции (его учитель, Лев Семёнович Выготский - Дарвин, гештальтисты - Мендель и генетики). Хочу выложить его психологическое исследование близнецов 1930-х гг., где показан очень красивый метод исследования ( Read more... )

биология человека, интеллект, психолигвистика, психология, психология личности, ссылки, книги, Л.С.Выготский, наследование интеллекта

Leave a comment

aridmoors January 3 2013, 11:06:56 UTC
Здравствуйте!

Спасибо за эту выложенную работу, у меня наконец дошли руки ее прочитать как следует. Честно говоря, я была разочарована, мне казалось, что Лурия напишет лучше. Хочу с вами обсудить это, может быть, вам будет интересно, а может, вы мне подскажете что-нибудь.

Мне не понравился их исходный посыл. Они исходят из того, что существуют некие "генетически детерминированные, естественные формы запоминания", as opposed to "опосредствованные, культурные формы запоминания". Пишут: "Большая часть психологов интересовалась близнецами, чтобы разграничить процессы, формирующиеся под влиянием среды и находящиеся преимущественно под влиянием наследственности, что пытались сделать и мы."
Мне не нравится вообще постановка вопроса "находящийся преимущественно под влиянием наследственности" применительно к человеческому мышлению. Если посмотреть на само исследование, то они взяли детей 5-7 лет и старше. Мне кажется, когда ребенок уже научился говорить и активно взаимодействует с миром взрослых (как 5-7 летний), уже нельзя говорить о некоем культурно не-опосредованном запоминании. Дети 5-7 лет, даже если их не учили специально геометрическим фигурам, все равно уже знают, слышали и много раз встречали и круг, и треугольник и так далее. У вас же где-то было про то, какая разница между жителями деревни и города в восприятии геометрических фигур (когда деревенские говорят "луна", а не "круг").

Я, честно говоря, ожидала, что советские психологи будут стоять на точке зрения, что граница между наследственным и культурным гораздо более размыта для человека, и что уже с самого мелкого возраста культурное начинает проявлять себя. Мне кажется это гораздо более правдоподобным.
В исследовании гворится, что "результаты довольно точно соответствовали нашим ожиданиям. При решении задачи, где доминировало естественное запоминание, однояйцовые близнецы дали более сходные результаты, чем разнояйцовые близнецы. При решении опосредствованной задачи наблюдалось то же соотношение для детей младшего возраста; у детей старшего почти одинаковы. Это точно соответствовало нашему предположению о том, что для решения такой задачи детям старшего возраста придется пользоваться культурными формами запоминания."
Я считаю, совершенно нельзя сделать того вывода, какой они делают. Как минимум, есть другое объяснение: 1) детей в культуре целенаправленно учат запоминать слова и абсолютно не учат запоминать геом. фигуры - отсюда разница между их так называемым "естественным" и "культурным" запоминанием, а вовсе не оттого, что геом. фигуры "генетически детерминированы" (т.е. они могут быть культурно детерминированы все равно, это нельзя исключить). 2) на самом деле (сейчас есть много работ) environment однояйцевых близнецов намного схожее, чем разнояйцевых, уже с рождения, и именно это может давать разницу в запоминании между этими двумя группами, а вовсе не генетика.

В связи с этим гораздо интереснее было бы выяснить, например, разницу между близнецами мужского и женского пола (т.к. мальчиков, имхо, по-другому учат общаться с геом. фигурами, покупают другие игрушки и т.д.). Но я хотела у вас спросить, вы не знаете, как обстоит дело у животных с запоминанием геометрических фигур? Мне представляется вообще каким-то спорным вопрос о том, что нарисованные геометрические фигуры В ПРИНЦИПЕ могут иметь какой-то прямо вот врожденный механизм запоминания (тут, имхо, либо с младенцами работать надо было, либо сделать какую-то контрольную группу с животными... по-хорошему).

Reply

wolf_kitses January 12 2013, 15:58:20 UTC
Увы, это стиль таких исследований в 30-е годы. Тогда все - и даже великий Лурия (хотя и не Выготский) резко противопоставляли «зависящее от генов» «зависящему от культуры» и была идея что можно все способности или личностные свойства разбросать по полочкам - мол эти от генов зависят, а эти больше от среды. Во многом это связано с историей науки того времени - генетика поведения только появлялась, сама мысль, что только что открытые гены как-то и на что-то влияют в условиях ещё неизжитого ламаркизма казалась важной и сильной, поэтому «генам старались отвести их долю». Хотя наиболее разумная на мой взгляд идея, что гены в онтогенезе в отношении к признакам, продуцируемым в ходе этого онтогенеза - это как рабочие на конвейере, собирающие машины, но никак не часть этой машины, была сформулирована всего на 10 лет позже - Шмальгаузеном в книгах 38 и 46 года. Сейчас понятно, что социальное влияние начинает проявлять себя (а значит, и формировать поведение/способности) не то что у младенца, но уже в эмбрионе, и не только у людей, но и у животных. Более того, обращение самца с самкой в период ухаживания/спаривания (http://science.compulenta.ru/706880/ ) или родителей с птенцами в гнезде - это тоже социальные влияния, формирующие поведение потомства. См. история «дедовщины» у птенцов олуш http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0018506X11000663 (причём, когда бьют родители, это влияет на следующее поколение, когда старший птенец младшего - нет http://rsbl.royalsocietypublishing.org/content/early/2011/06/16/rsbl.2011.0461.full.pdf+html )
И если Вы возьмете его книги 74 года (http://wolf-kitses.livejournal.com/239229.html ), или его учеников Коула и Скрибнера - то там уже изложена вполне ожидаемая Вами «советская» ТЗ. Но это же его автобиография, и он честно написал так как думал и объяснял тогда, не поддавшись искушению «осовременить» своих представления.
P.S. Прошу прощения за задержку; что Вы сами думаете по этому поводу (и шире, по проблеме "гены vs культура")?

Reply


Leave a comment

Up