между норвежцами и французами. Исследование Стэнли Милграма, глава из его книги «Эксперимент в социальной психологии», СПб, Питер, 2001. С.199-211
1-
2-
2а-
2б-
3-
4-
5-
6-
7-
8-
9-
10-
11 Стоит восхититься
изяществом постановки опыта. Испытуемый, раздеваясь в прихожей, видит разные куртки на вешалке и автоматически думает, что, мол много людей участвуют в опыте
(
Read more... )
+ к тому стартовый эксперимент, с которого Вы начинаете изложение, не просто изящный, но образцово корректный, поскольку выводы делаются из ситуации, воспринимаемой испытуемыми как реальная, а не разыгрываемой заведомо "понарошку".
Что вызывает даже не сомнения, но размышления:
"По мере успехов секуляризации и просвещения, по мере того, как церковь оказывается отделённой от государства, а школа от церкви, религиозность слабеет до такого уровня, что в 9 европейских странах уже близка к вымиранию. Причём моделирование показывает, что динамика вымирания религиозности сравнима с такой же у вымирающих языков, которые перестают использовать, когда владение данным языком не даёт преимуществ, и переходят на язык, связанный с более высоким статусом"
Если Ваша аналогия с языками не для красного словца, давайте ее развернем. И вымирающий, и приходящий ему на смену - оба ЯЗЫКИ. Хотя, может быть, и разных семей. В тех европейский странах, где ТРАДИЦИОННАЯ религия "близка к вымиранию", на смену ей приходит не утопия Ефремова, а просто другая идеология, т.е. "ложное сознание", основанное тоже на догмах, зачастую абсурдных и глубоко аморальных. Наши соотечественники, получившие образование в сов. школе, а потом жившие на Западе, дружно отмечают клиническую несамостоятельность мышления тамошних граждан, которые не только "на улицах", но даже "на кухнях" между собой повторяют любую хрень, спущенную им сверху начальством. Спросите у этих людей, зачем убивать сирийцев. Думаете, ответ будет намного содержательнее, чем в ХУ1 веке на аналогичный вопрос про еретиков?
И еще: отмеченное Вами "вымирание" ТРАДИЦИОННОЙ религии удивительно совпадает с таким же "вымиранием" просвещения, т.е. с "болонским" вырождением массового образования в тех же самых странах. Интересно, правда?
Как будто площадку расчищают от ВСЕГО, что может помешать строить "прекрасный новый мир".
Reply
Т.е. даже если верно всё то, что вы пишете дальше, уменьшение религиозности и вымирание веры - явление целиком и полностью позитивное.
Но легко видеть, что написанное Вами дальше про Запад не соответствует фактам чуть более чем полностью. При том, что я не очень люблю это общество, должен выступить в его защиту. Скажем, антивоенные демонстрации против агрессии в Ливии/Сирии даже в США собирают больше людей, чем в РФ, про массовые выступления против расизма/нацизма я уж не говорю, тогда как у нас нацисты де-факто легальны.
Да и готовых некритически жевать жвачку официально пропаганды на Западе куда меньше, чем у нас - не зря там второй Ренессанс марксизма. Или мои знакомые/однокурсники, которые тут у нас демонстрировали самостоятельное мышление, держали офигенную фигу в кармане, укоренившись в США, европе или Изариле, оч.быстро теряют способность к самостоятельному осмыслению тамошней реальности (про критическое уж и не говорю), и выдают лишь идейно крепкий речекряк. Исключения есть, но уж очень редки; а вот местные жители, которых я знаю лично, демонстрируют здравый смысл, стихийно развившийся классовый подход и пр. Да и "вымирания Просвещения" никакого не наблюдается: развитие что естественных наук, что техники продолжается ускоренными темпами.
Страх перед "дивным новым миром" - это не лучшего рода эмоции, описанные в "Манифесте" в разделе про феодальный социализм. В капитализме есть много мерзостей и гадостей, но Вы - и другие традиционалистские критики - ищут их не там и не в том.
Кстати, я сейчас взял читать книгу "Новый дух капитализма" (http://www.intelros.ru/pdf/logos/01_2011/04.pdf), которую оч.рекомендую. О том, что в действительности произошло в социальной реальности Запада с 60-х гг., на примере франции.
Reply
Leave a comment