в смысле, по человеческим качествам. Естественнонаучный ответ здесь будет такой: лучше, но сильно уязвимей.
-----------------------------------------------
Классовое разделение общества и следующее из него классовое угнетение уже более 150 лет как входит важной составной частью в социальные теории. Какой ни взять масштаб рассмотрения «обработки людей
(
Read more... )
Школа, к которой принадлежит Краус, считает, что оба эти фактора одинаково важны. Так, Д.Мейерс приводит пример, как социопсихологи изучали памятники на кладбище в Глазго. Они рассуждали: 1) у богатых лучше здоровье, поэтому богатые живут дольше; 2) самые большие памятники стоят дороже маленьких, значит, их поставили богатым людям; вывод: люди, которым поставили большие памятники, вероятно, прожили более долгую жизнь.
Действительно, так и оказалось. Но дальше Мейерс задается вопросом, где причина и где следствие: эти люди обладали хорошим здоровьем, т.к. были богаты, или наоборот они смогли стать богатыми, потому что обладали хорошим здоровьем. Другой пример: человек уверен в себе и мало прислушивается к мнению других о себе, потому что он богат и успешен, или наоборот он богат и успешен, благодаря этим качествам.
Вот сравнением этих и множества других факторов как раз и занимается школа, к которой принадлежит Краус. Об угнетателях, угнетенных и классовой борьбе там нет ни слова.
Поэтому не надо выдергивать из Крауса отдельные цитаты, забывая о сути его исследований.
Кстати, тот же Мейерс приводит интересные данные: в странах, где разница в доходах между бедными и богатыми меньше (Швеция), продолжительность жизни и бедных, и богатых выше, чем в странах с большой дифференциацией (США). То есть уменьшение разрыва, сглаживание материального неравенства выгодно обеим сторонам. Это совершенно другая картина мира, чем у Маркса.
Reply
Мне она кажется куда как более состоятельной, поэтому я чту Крауса как натуралиста, а не как интерпретатора. И если Вы заметили, я не "выдёргивал цитаты", а просто пересказал его труд, дав ему свою интерпретацию. "Записывать его в марксисты" у меня нет ни малейшего желания, среди последних и так достаточно куда как блестящих имён )))
//как раз и занимается школа, к которой принадлежит Краус. //
вот тут просветите меня, ведь в социологии / соцпсихологии я лишь читатель-лобитель, концентрирующийся на сюжетах, связанных с темами и проблемами моей этологии. Что можно прочитать про это ещё?
//То есть уменьшение разрыва, сглаживание материального неравенства выгодно обеим сторонам. Это совершенно другая картина мира, чем у Маркса//
Тут второе предложение несовместимо с первым и наоборот. Ибо экстраполируя описанную Вами тенденцию ("чтобы всем было лучше", а как же), мы естественным образом приходим к обществу без богатых и бедных - т.е. без частной собственности. И главная проблема, делающая невозможным этот предельный переход к обществу без угнетения - это как раз классовые интересы класса собственников. Почему соответствующие отношения собственности дб преодолены и сняты - в марксовой терминологии. Вы просто плохо понимаете Классика: он несказанно глубже представляющих его идеи одномерных схем, и про деформацию личности как бедных, так и богатых у него много чего сказано.
Reply
Reply
Leave a comment