Из книги Ю.Л.Бессмертного «
Жизнь и смерть в средние века» (очерки демографической истории Франции). М.: Наука, 1990.
1. Утверждение церковной модели брака (моногамного, нерасторжимого и единственного) началось с 12 в., когда он стал таинством, а статус единственно правильной она завоевала к 15 в., всё прочее разнообразие форм половых союзов, признаваемых и одобряемых обществом, стало «неправильным» или «нелегальным». Это привело к различным последствиям: с одной стороны, резко выросла проституция, участились изнасилования одиноких женщин группами молодых мужчин, по разным, обычно экономическим причинам не дотягивающим до «законного брака», на то и другое власти смотрели сквозь пальцы. С другой стороны, церковный брак укрепил социальное положение знатных дам, за счёт лучшей охраны их имущественных прав, уменьшил приниженность женщин в этом слое по сравнению с предшествующим периодом. В т.ч. уменьшилась - хотя и не исчезла вовсе - риторика об изначальной греховности женщин, с отсылкой к историям из Писания. И если в предшествующую эпоху обязанность жены подчиняться мужу считалась бесспорной, то в эту появились первые голоса, ставящие вопрос об условиях и границах этого подчинения, в т.ч. из среды первых учёных женщин.
1-
2-
3-
4-
5-
6-
7-
8-
9-
10-
11-
12-
13-
14-
15-
16 2. Исходная модель брака и семьи (=разного типа половых союзов, признанных и одобренных «малым обществом», соседями и сеньором) у гало-римлян и германцев, слиянием которых получились французы.
1-
2-
3-
4 3. Разнообразие форм половых союзов - суаньтаж, конкубинат и др. до утверждения в обществе модели церковного брака (которая, как пишет автор, в раннем Средневековье утверждалась трудней всего).
1-
2-
3-
4-
5 Автор доказывает, что брака (= «единственно верной» формы такого союза, которую учитывают церковные и светские власти, в церемонии заключения которой они участвуют, и т.д.) в ту пору ещё (и уже) не существовало, и даже учёнейший аббат Сугерий называл браком помолвку своего господина, хотя дело расстроилось, и невеста даже не выехала из поместья. В жизни простолюдинов брак ассоциировался прежде всего с соитием, с последующей совместной жизнью, а не с церемонией и вытекающими из неё правами и обязанностями.