Отражённый свет революции: 1793 год в представлениях участников 1812-го

Jul 15, 2015 00:43


...Наиболее  подробные  записи  о  реакции  простонародья  на нашествие оставил  москвич А. Рязанцев: после известия  об объявлении  войны московский  люд  собрался на  площади  и стал рассуждать. Прежде всего  единодушно было решено, что война - это кара  Божия и следует усердно молиться, а один купец  высказался, что  он давно чуял  что-то неладное:  и каша  у  него  в   горшке  неладно  варилась,  и   домовой расшалился  и  кот  Васька  стал  недобро  глядеть.  Стали усиленно распространяться  небылицы о французах, вот  один из них: «Французы, оставя  христианскую веру, обратились в идолопоклонство,  изобрели себе  какого-то  бога Умника  и раболепно поклоняются ему, что  этот чурбан Умник приказал им  всем быть  равными и свободными,  запретил веровать  в истинного  Бога и  не признавать  никаких земных  властей.

Идолопоклонники,     послушавшись     своего     истукана, возмутились,  разграбили  свои  церкви  и  обратили  их  в увеселительные заведения, уничтожили гражданские  законы и к  довершению своих  злодейств  убили безвинного  доброго, законного   своего  короля».   Это  описание   Французской революции  почти  дословно  совпадает   с  описанием  Ф.В. Ростопчина  из упомянутой  книги «Мысли  вслух на  Красном Крыльце...»,   именно   поэтому  оно   более   или   менее правдоподобно,  здесь  мы  имеем   дело  с  опосредованным влиянием   его   произведения,   что    подтверждает   его значимость  для  формирования общественного  мнения.  Или: «Французы предались Антихристу, избрали  себе в полководцы сына его  Апполиона, волшебника, который по течению  звезд определяет, предугадывает  будущее, знает, когда начать  и когда закончить  войну, сверх того, имеет жену,  колдунью, которая заговаривает огнестрельные орудия, противупоставляемые  её  мужу отчего  французы  и  выходят победителями» [38]. Е.В.  Новосильцева записала  некоторые народные  предания   1812  г.,  где  рассказывалось,   что французы  боялись   креста  и   т.  д. [39]  А.   Рязанцев вспоминал,  что летом  1812  г. от  всего услышанного  его «юное  фантастическое  воображение рисовало  французов  не людьми,   а  какими-то   чудовищами   с  широкой   пастью, огромными  клыками, кровью  налившимися  глазами с  медным лбом и  железным телом, от  которого, как от стены  горох, отскакивают пули,  а штыки и сабли ломаются, как  лучины».

В конце  августа 1812 г. он ходил посмотреть на  прибывшую в   Москву    группу   военнопленных,   чтобы    убедиться «действительно  ли неприятельские  солдаты  не походят  на людей, но  на страшных чудовищ?»[40]. Смотреть на  пленных собралась чуть ли не вся Москва.

***

В  провинцию  доходили  многократно  искаженные  и  совсем нелепые  слухи, житель смоленской  губернии Ф.И.  Левицкий вспоминал: «Страшно  было в Москве, а еще страшнее было  в уездных  городах  и  селах. Чего-чего  не  рассказывали  в народе! Наслушаешься,  бывало, этих  толков, так ночью  не заснешь»[43]. Многие  жители были уверены, что французы...едят людей!  Еще в  1807 г., когда  Наполеон в первый  раз был  объявлен Синодом  Антихристом,  один пленный  русский офицер  просил   французов,  чтобы  его  подчиненных  не ели [44]!  Подобные  нелепые утверждения  основывались  на примитивной   контрреволюционной   пропаганде,    всячески изображавшей, что  во Франции с  1793 г. наступил чуть  ли не  конец света[45] . Ф.В. Ростопчин  в «Мыслях  вслух...» утверждал, что французы в  период революции жарили людей и ели [46]!  Ф.Н.  Глинка всерьез  считал, что  французы  во время революции  без всякой  надобности «убили, сжарили  и съели много своих мэров.  Об этом не молчит их собственная история»[47] .

Полковник М.М. Петров считал, что  французы во   время  революции  гильотинировали    миллионы   своих соотечественников [48]. Крестьянка  Агафья Игнатьева  села Вольти  (Смоленская губерния)  вспоминала, что  в 1812  г. была  уверена, что  французы ее  съедят (ей  тогда было  9 лет),  так считали все  крестьянские дети[49] . Между  тем французы  (природные французы,  а  не их  союзники)  почти никогда  не  обижали  детей  и  обращались  с  ними  очень ласково.

***

В   России  1812   г.  было  немало   людей,  думавших   о возможности  освободиться  от  крепостного   ига,  удачную возможность  для  этого  предоставляла война.  В  1812  г. крепостное  крестьянство  составляло около  44%  населения Империи (23  млн. человек)[65], условия жизни  большинства крепостных были  чудовищными как  в материальном, так и  в моральном  отношении. В  последнее  время в  историографии активно  замалчивают  реалии крепостного  права,  всячески стараясь его приукрасить. Наиболее  подробно и точно жизнь крепостных  начала XIX  в.  описана в  воспоминаниях  А.В.Никитенко,  его  дополняют  мемуары   хирурга  Ф.  Мерсье, проведшего   два   года  в   русском   плену.   Абсолютное большинство  российских помещиков  были мелкопоместными  и владели,  как правило, несколькими  десятками крестьян,  а для  того, чтобы  жить «прилично  званию», им  требовались сотни, а то и  тысячи рублей в год. Зная размеры заработка крестьян  (см.  выше), нетрудно  подсчитать,  что  большую часть  заработанных  денег  крепостной  отдавал  помещику, который  высасывал  из него  все  соки. Добавьте  к  этому грабеж управляющих  имениями, которых фактически никто  не контролировал, притеснения  со стороны богатых крестьян  и т.  д. Для  думающих  людей, таких,  каким был  отец  А.В.Никитенко, самым  ужасным в их положении было  совершенное бесправие и  сопряженные с ним страшные унижения,  которым этот благородный  человек подвергался  до самой смерти.  О размахе зверств  помещиков по отношению к крепостным  дает представление следующая цифра: только  за 1834 - 45 гг. за жестокое обращение  с крестьянами  к суду было  привлечено 2838  помещиков,  из  них  осуждено  630 [66] .  При  этом абсолютное большинство  преступлений помещиков  оставались безнаказанными.

По подсчетам  историков, только за 1796-1825 гг. в  России произошло  более  1200 крупных  крестьянских  выступлений, эти цифры  далеко не  полные. С 1961  г. считается, что  в 1812  г. было 60-67  антикрепостнических восстаний,  цифра эта сильно  занижена и нуждается в уточнении. Здесь  почти совсем не  учтены сведения о восстаниях на  оккупированных территориях, которые  в наибольшей степени были  затронуты антикрепостническим   движением  [67]  .    Как   отмечают современники, в частности бригадный  генерал Великой армии Дедем  де   Гельдер,  интендант  Витебской  провинции   А.Пасторе (чиновник французской оккупационной администрации),  действовавший в  тылу французов  партизан А.Х.  Бенкендорф,  вся  Белоруссия (территории  Витебской, Минской    и   Могилевской    губерний)   была    охвачена антикрепостническим      пожаром,     крестьяне      здесь взбунтовались   против   своих   помещиков    повсеместно.

Иногда  антикрепостнические  восстания случались  «не  без подстрекательств  со стороны  неприятеля», как,  например, крупное  восстание  в имении  Барышниковых  Дорогобужского уезда[68].

Воины Великой  армии были шокированы нищетой и  забитостью российского  населения, генерал  Ж. Д.  Компан писал,  что свиньи  во   Франции  живут   лучше  и  чище   белорусских крепостных [69],  А.  Пасторе писал  о том,  что  «грустно наблюдать   эту   иерархию   рабства,    это   постепенное вырождение  человека   на  общественной  лестнице» [70], местных  польских  помещиков  он   определил  как  «жадных паразитов и корыстолюбивых льстецов».  О крайней забитости крепостных  свидетельствует  случай,  произошедший   летом 1812 г.,  описанный А.Х. Бенкендорфом: после  освобождения деревни,  принадлежавшей   княгине  Голицыной,  «один   из крестьян,  обратившись от  имени  всех, просил  позволения утопить  одну  из  женщин  деревни».  Оказалась,  что  она указала мародёрам место, где  было спрятано добро госпожи, несчастную женщину  долго секли,  и она была очень  больна от  этого, но,  как  сказал крестьянин,  «разве это  может оправдать нарушение интересов нашей  госпожи?».

Бенкендорф предположил, что  крестьяне очень любят свою госпожу, и  с изумлением узнал, что  они ее ненавидят[71]. Вот до какого состояния  были доведены  люди. А.В.  Никитенко с  грустью отмечал,   что    большинство   крепостных   жили    тогда исключительно интересами  своих господ  и более ничем.  От таких  людей  трудно  ожидать  патриотического  чувства  в современном его понимании.

Ненависть к  дворянам продолжала  тлеть в народной  среде, со времен пугачевщины в  1812 г. прошло всего 37 лет. Сами дворяне инстинктивно  чувствовали эту ненависть и  боялись ее  чрезвычайно. Числом  восстаний  нельзя оценить  размах антикрепостнических  настроений  в 1812  г.,  из  мемуаров видно, что  надежда на волю от Бонапарта была  чрезвычайно распространена.  Мемуарист  из  московского  простонародья собственными  ушами   слышал  от  подмосковных   крестьян, которым  баре  приказывали заготовить  лошадей:  «Как  же! Станем мы  лошадей готовить  про господское добро.  Придет Бонапарт,  нам  волю даст,  а  господ  мы более  знать  не хотим!», лишь  убедившись, что французы грабят, а воли  не дают,  эти крестьяне  ушли в  лес[72] . Бывшая  крепостная А.А.  Сазонова  вспоминала,  что «народ  очень  на  господ роптал»  [73] ,   москвич   Г.Я.  Козловский,   переживший оккупацию  Москвы,   утверждал,  что  он  боялся   русских мужиков гораздо  более французов. Д.М. Волконский в  своём дневнике 10  сентября 1812 г. с ужасом отметил, что  народ уже  готов  к  волнению [74] .  Маршал  Л.Г.  Сен-Сир  был совершенно   прав,  когда   писал,  что   война  1812   г. продемонстрировала внутреннюю слабость России [75], просто французы ею не воспользовались[76].
Восприятие событий Отечественной войны 1812 г. российским простонародьем
 Л.И.Агронов
http://www.museum.ru/1812/Library/Agronov1/index.html

понимание, культура, общество

Previous post Next post
Up