Бить или не бить? За деньги

May 18, 2021 19:59


4 апреля 2011 г. на ежегодном съезде Cognitive Neuroscience Society Ориел Фельдман-Халл с коллегами сделали доклад [slide session 4, present. 1] об исследовании, продолжающем тему знаменитых экспериментов Милграма. Тот исследовал подчинение авторитету, команды которого заставляли большинство испытуемых действовать вопреки обычному человеческому ( Read more... )

психика, социальная психология, физиология ВНД, антропология насилия, конформизм, капитализм, приматы

Leave a comment

Comments 19

huglaro May 18 2011, 16:50:39 UTC
Вот я задаю тебе тот же вопрос. Если я не ошиблась, то участники эксперимента знали, что они участнии эксперимента. Фактически, им бы брошен вызов, их брали на слабо. Мол, подтвердишь ли ты действиями свои слова ( ... )

Reply

wolf_kitses May 18 2011, 17:03:33 UTC
Это мы воспринимаем экспериментальное задание как вызов (и, скорей всего, в силу своих убеждений). Я совсем не уверен, что эти люди воспринимали данное задание как вызов - при запрабатывании денег там всякое случается, направленно их в верности "добру и гуманизму", в отличие от СССР, не воспитывали, поэтому ни один из 2-х выборов не был маркирован черной меткой "предательства человечности" и, соотв., не было дополнительного идеологического стимула отвергнуть этот выбор - только жалость к "жертве".
Я потому в PS и высказываю желание провести этот опыт с людьми разных убеждений - в отличие от милграма, где реакции б-м сходные, тут, ИМХО, может быть сильная культурная релятивность.

Reply

huglaro May 18 2011, 17:16:46 UTC
Ясно. Хотя не совсем. Раз эти люди на словах говорили, что не били бы других за деньги даже слабым током, а потом они же получали задание бить других током за деньги... Они должны были вполне понимать суть вызова. Мне кажется, сама ситуация наталкивает на мысль о вызове. И Достоевский не из СССР, а из капиталистической России. В общем, я что-то недопоняла.

Reply

wolf_kitses May 18 2011, 17:39:47 UTC
Они должны были вполне понимать суть вызова ( ... )

Reply


original_ivan May 18 2011, 17:22:11 UTC
"При капитализме" смущает.
Деньги - только концентрированное выражение отношения людей к вещам и своим желаниям. А само это отношение, желания никуда не денутся даже если деньги отменить.
Хотя интересно было бы сравнить каких-нибудь кубинцев или северокорейцев. Мой прогноз: возможно мотивация для подлости бы изменилась, но всё равно она бы осталась в неменьшем размере.

Reply

wolf_kitses May 18 2011, 17:44:16 UTC
Деньги - только концентрированное выражение//
Ну да, при предыдущих формациях таким же концентрированным выражением (только отношения между людьми, отношения к вещам/желаниям вторично и производно) является кнут(сила), в разной степени дополненная религией и мифологией.
Т.е. разные формации отличаются управляющими воздействиями.

Reply


Улучшение rubidium85 May 18 2011, 18:26:53 UTC
По моему скромному мнению в методике были допущены ошибки:
1. Деньги давали не сразу после удара, что существенно тормозило выработку рефлекса.
2. Сумма слишком мала (1 поездка в транспорте больше, чем плата за один удар). Надо повысить в 10 раз.
Если устранить эти недоработки, то результаты легко пдойдут до 90%

Reply


maz_d May 18 2011, 19:05:51 UTC
Так это ж практически как эксперименты Стэнли Милгрэма =/

Reply


blau_kraehe May 18 2011, 19:48:29 UTC
Между прочим, наверное, психологически не так все просто. Тут не просто любовь к деньгам. Это не такая бешеная сумма, чтобы ради нее "поступаться принципами".
Тут вступают в дело два социальных фактора.
То, что бить людей нехорошо, причинять боль нехорошо - они в курсе, это социальный стимул, их этому тоже учат, в детстве. Христианская же цивилизация.
Поэтому в отсутствие других стимулов у них срабатывает этот. Получается связь "я отказываюсь причинять боль - я хороший".
Но деньги - это ТОЖЕ социальный стимул. Причем с тем же знаком. Иметь деньги - означает "быть хорошим".
То есть отказывались от первого стимула ради второго, очевидно БОЛЕЕ СИЛЬНОГО. "У меня есть деньги - я хороший". "Мне заплатили деньги - социальное признание - я хороший".

Reply

wolf_kitses May 22 2011, 16:13:09 UTC
я думаю, это просто "тренинг" капиталистической реальностью, в силу которого "хорошие слова" морального содержания так и остаются словами, и человек готов издаваться над другим за как будто бы малый стимул - на деле он не денег ищет, а непроизвольно лояльность показывает. Не зря во многих компаниях у нас - и, как понимаю, на Западе тоже, - проводят специальные третинги, вырабатывающие у сотрудников готовность унижаться и унижать других за деньги, переступая через естественную жалось к другим и гордость к себе. Что рассматривается как важная часть управляемости и лояльности сотрудников (см. также коммент Торбасова внизу ( ... )

Reply

wolf_kitses May 22 2011, 16:14:08 UTC
Ваша мысль про деньги как (более мощный) социальный стимул при капитализме - оч.интересная, и вполне согласен (см. коммент оригинал_иван).

Reply


Leave a comment

Up