Исследование повинуемости у российских студентов

Mar 29, 2021 20:56


(повторение экспериментов А.Поскоцила)

Ершова Р.В.

Время от времени мы сталкиваемся с ситуациями, в которых бывает трудно ответить отказом на прямое требование конкретного человека, особенно если этот человек оказывается легитимным авторитетом (представителем власти). Данное явление называется подчинением или повинуемостью (термин А.Я. ( Read more... )

социальная психология, психология личности, ссылки, конформизм, массовые явления

Leave a comment

Re: неа, но я слушал курс "постановка экспериментов". wolf_kitses March 29 2011, 18:07:36 UTC
спасибо, ваша реакция уже дала мне ответ на первый вопрос.
Должен заметить, что отрицательные эмоции в отношении конформизма и конформистов естественны, поскольку то и другое несовместимо со свободой личности. Надо же, типа, быть самим собой, а подчинение ситуации делает рабом, даже если раб получает вознаграждение в виде сдачи теста. То есть %% конформистов отрицательно связан с уровнем свободы в обществе. Поэтому мне сложно ответить на ваши вопросы; хотя может быть, тут есть ответ?
http://wolf-kitses.livejournal.com/183509.html
но тут соответствующее объяснение не проходит, поскольку смысл обучения в получении знаний, а не отметок, а также в выработке понимания какие преподаватели качественные какие нет. При таком поведении, которое вам кажется рациоальным, немыслимо и первое и второе, ergo, оно проигрышно в стратегическом плане
К слову, я уже 13 лет как преподаватель ВУЗа, и одна из самых неприятных особенностей современных студентов, в т.ч. самых умных и знающих из их числа - готовность согласиться с самыми абсурдными суждениями\требованиями препода, чтобы получить оценку\зачёт. В то время как в советское время, когда я учился (1984-1990 гг.) нормой было, что студенты спорят с преподами, в т.ч. и па экзамене. Это было признаком того, что студент умный и знающий, лучшие преподы это поощряли и т.п. В первые 5-6 года моего преподавания такие студенты ещё были, но сокращались в количестве, и одновременно рос %% сугубых конформистов вроде описанных в посте.

Reply

Re: неа, но я слушал курс "постановка экспериментов". cucanero March 29 2011, 18:23:04 UTC
В губернском вузе вообще не спорят, даже если нести полную чушь:(Действует угнетающе.

Reply

neo_der_tall March 29 2011, 18:25:30 UTC
Вообще, я дал ответ на вопрос в сабже. Но если это был не риторический вопрос, то могу без проблем ответить: три разных учебных курса из МБА по психологии коллектива, малых групп и лидерства. И.. ща прикину.. более 10 лет практического использования знаний по психологии - я руководитель среднего-высшего звена. Или Вы отвергаете практику использования психологии, как "низшие знания"? ;)

Я не испытываю отрицательных эмоций к конформистам, как не испытываю отрицательных эмоций по поводу того что солнце круглое. И если говорить о %% конформистов в обществе, то нас в свое время учили, что это достаточно стабильное число, просто проявления конформизма может быть различным вплоть до "модно конфликтовать".

Что касается приведенной Вами ссылки - то вот там описано грамотное построение экспериментов. Меняется ОДИН параметр и от него меряется зависимость. Мало того, параметр четко фиксируется и на фантазию испытуемого не оставляют вопрос "а что буде если я сделаю так, а что если этак".

Ну а что касается оценки студентов, то я не преподаю, и не преподавал во времена СССР и у меня нет личных оценок, не говоря уже о статистически достоверных данных.

Reply

wolf_kitses March 29 2011, 18:35:41 UTC
спасибо, я понял ваше мнение о естественности конформизма. реально и степень конформизма и %% конформистов существенно меняются в зависимости от степени общественного устройства и\или культуры страны, это вопрос достаточно изученный. Тем более подумайте сами, в современном обществе нужны новые и новые научные и технические инновации, а их не "проведёшь" вопреки сопротивлению сторонников старых знаний и старой техники. Откуда же тогда они возьмутся, если те кто должен будет их придумывать и внедрять, проявляют столь сильный конформизм уже на студ.скамье (хотя и страдают от этого)?

Reply

Вас не затруднит поделиться ссылками? neo_der_tall March 29 2011, 18:47:38 UTC
Мне было бы очень интересно почитать работы, где изучено изменения доли конформистов в социуме в зависимости от разных факторов.

> "их не "проведёшь" вопреки сопротивлению сторонников старых знаний и старой техники"
Это сильное утверждение. ammosov, например, в своем курсе по инновациям, что он читает в МФТИ, на протяжении всего курса внушает слушателям мысль что инновация только тогда инновация, когда она встречает сопротивление общества. И что любой, что соберется ее "проводить" должен быть однозначно готов к этому сопротивлению на разных уровнях. Естественно, у него все аргументировано.

А берутся они из той малой доли "бунтарей" что всегда присутствуют в обществе. Вы читали Айн Ранд "Атлант расправляет плечи"? Это, конечно, художественное произведение, но оно неплохо иллюстрирует "откуда берутся" инновации.

Reply

Re: Вас не затруднит поделиться ссылками? wolf_kitses March 29 2011, 18:59:39 UTC
Айн Рэнд - это ненаучная фантастика. Таланты же берутся от учёных, инженеров, педагогов, рабочих и пр., которые делают что-то реальное, предприниматели их талант только эксплуатируют к своей выгоде. И как Вы понимаете, %% этих людей сильно больше любого предполагаемого вами %% бунтарей, ведь научное, инженерное, педагогическое и т.п. творчество а) сейчас массовое занятие и б) по таким опытам "творцы" не очень выделяются из прочих соцгрупп. В любом случае поскольку в шахматы нельзя играть при омощи добых намерений будущие творцы должны получить реальные знания в ВУЗе, а при таком отношении к делу, которое проясняется в опытах, их не получишь
Скорей от человека к человеку и от общества к обществу варьирует (расширяется-сужается) спектр тех условий, при которых чел готов слушать не себя, а подчиняться легитимному авторитету. Или меняются области,в которых люди готовы подчинятся; "%% бунтарей" тут никак не з-начим

Reply

Re: Вас не затруднит поделиться ссылками? wolf_kitses March 29 2011, 19:02:12 UTC
ссылки поищу, как будет побольше времени. А Вы не дадите ссылки на исследования, в которых бы определялась эта самая "малая доля бунтарей"? Поскольку это утверждение мне представляется совершенно мифологическим, как всякий поиск "особых людей" для решения насущной проблемы (((
не зря, желая поднять уровень интеллектуальности нации, мы заводим новые типы школ, а не рамножаем профессоров или нобелевских лауреатов. Т.е. решение в социальной среде и\или в институтах, а не в индивидах, ИМХО

Reply

Re: Вас не затруднит поделиться ссылками? kroopkin March 29 2011, 19:16:52 UTC
Подобное исследование мне тоже интересно. Более того, я ожидаю что в России уровень конформизма должен быть ниже, чем в Штатах. :-)

Reply

Re: Вас не затруднит поделиться ссылками? wolf_kitses March 29 2011, 19:27:50 UTC
ага, специально поищу. по моим прогнозам, в советское время уровень конф-ма был сильно ниже, сейчас сильно выше. см. в ПС опыты с уступкой места в метро

Reply

Re: Вас не затруднит поделиться ссылками? kroopkin March 29 2011, 21:40:04 UTC
Прочитал статью об опыте в метро. Тут не мешало бы учесть, что у нас есть установка на уступание места старикам и беременным (в Штатах такой установки нет). А так - получается, что уровень конформизма в обществе где-то одинаков.

Reply

прошу прощения wolf_kitses March 29 2011, 18:36:37 UTC
это был я

Reply

Re: redavan March 30 2011, 09:44:32 UTC
С абсурдными предметами свыкаешься. Даже открываешь новые "способности" в себе...
На занятиях истории меня это однако достало. Слушать одну и ту же пургу в школе, в вузе и на семинарах. Я несколько раз выступал на семинарах со своими наработками и активно задавал всем вопросы.
В конце концов, мне сказали. Сказала староста, отличница. "Сергей, ты нам вопросы не задавай. Нам с тобой учиться еще четыре года. Подумай о последствиях".

Reply


Leave a comment

Up