Мне кажется, что главная ошибка (сделанная, увы, в огромном большинстве откликов - и справа, и слева, и откуда угодно) - это политическая интерпретация и реинтерпретаций событий
чисто уголовного порядка.
Как справедливо написал Пуффинус
«
Смотрите, что получается. Убили человека - и при этом козе понятно, что убийца, скорее всего, отделается лёгким испугом. Есть тут повод для протеста? Если это не повод, тогда я уж и не знаю, что назвать поводом.
Тысячи людей собираются в центре столицы потребовать честного расследования и справедливого суда. При всей моей антипатии к фанатам и ксенофобам должен признать, что это - явный прогресс.
Но это самое "ебать Кавказ" выпускает весь пар в свисток. Теперь уже врагом становится не система (немаловажная часть которой - те самые менты, которые за взятку спускают дело на тормозах; и этим ментам вовсе не обязательно быть кавказцами), а группа народов. Такой протест ни для кого не опасен. Избивать на улицах и в метро кавказцев, конечно, можно, дурное дело нехитрое. Но до тех кавказцев (равно как и некавказцев), которых действительно следовало бы избить, ребята с Манежной всё равно не доберутся - те носятся в джипах и с вооружённой охраной».
Политические интерпретации легко просчитываются теми, кто
организовал события и
подогревал погромщиков, и будут использованы для натравливания одной части общества на другую, чтобы обезопасить власть от справедливых претензий обоих (а справедливые претензии есть у всех).
Примерно как 20 лет назад мы согласились политически интерпретировать историю СССР 1930-40-х гг., и своими руками разрушили СССР и социализм на благо нынешних «хозяев жизни», так и сейчас политически интерпретировать криминальные беспорядки значит поддаться на провокацию, интересанты которой вполне просматриваются. «
Удивило то, что даже ОМОН оказался беспомощным рядом с фанатами, не говоря уже о милиционерах в метро. Говорят, что власти за несколько дней знали о митинге. Забавно, если это правда, особенно, в сочетании с тем фактом, что милиция была не слишком усердна».
Ведь единственное политическое и правильное из того что было в субботу - требование справедливого суда над убийцами болельщика, чтобы они в силу богатства и связей не ушли от ответственности - исчезло сразу, как только толпа переключилась от этого на «Россия для русских, Москва для москвичей». Дальше развивающийся погром ничем не отличался от погрома 2002 года, когда после проигрыша Японии толпа на той же Манежной крушила машины, била азиатов и встречных прохожих. А если все мы, кто против уличных избиений как метода - и левые, и правые, - политически интерпретируем погромные действия, то это легитимизирует их, играя на руку провокаторам и позволяет власти уйти от решения проблем, которые собственно и вызвали недовольство.
[А они, в общем, неразрешимы, ибо связаны с внутренними пороками системы, установленной 20 лет назад, которые проявляются и
в подъёме преступности, и в «
Цапках», и в событиях субботы-воскресенья.
И «
для системы подобное насилие не опасно (между тем, проблемы, возмущающие правых - и не в последнюю очередь этническая преступность) порождены именно системой. Напротив, власть получает возможность сказать: "Видите, какое зверьё на улицах? Так что мы ещё немного подзакрутим гайки".
Поэтому в данном случае численность собравшихся особой роли не играет. Сколько бы их ни было, они - не сила. Чтобы стать силой, им нужно осознать общие цели и общие интересы. Хотя бы на самом примитивном уровне.
Как я и говорил, в сравнении с нынешними российскими порядками даже национализм был бы прогрессивен. Но проблема в том, что это даже не национализм - это просто выплеск накопившейся злости. Эффектно, но неэффективно».].
Кому и зачем нужен этот «эффект», хорошо написано
здесь, вместе с практическими советами для людей разных взглядов и разно выглядящих.
«
Что происходит и почему? Чтобы в этом разобраться, надо хорошо понимать общие процессы, идущие сейчас в России. Мы с вами наблюдаем сейчас (это есть в открытых источниках, тут не надо никакой конспирологии, достаточно системного подхода) своего рода вторую волну кризиса, не такую острую, но чувствительную. Сейчас немного экономики - вам может показаться не в тему, но это очень важно.
Идет снижение темпов роста ВВП по итогам года, предкризисные объемы рынка достигнуты _только_ в «надстройке» - финансы, сфера услуг, торговля, - да еще в нефтегазовом комплексе и обслуживающих его отраслях. То есть, реально экономика все еще не выздоровела. Кроме сырьевого комплекса и механизмов перетока денег (финансовый сектор и торговля), все прочие части российской экономики все еще находятся в кризисе. С конца осени опять растет безработица. Отражением процессов, которые происходят в экономике, является рост недоверия к рублю - отсюда отток капитала за рубеж и рост валютных вложений.
Что это означает? Что реальных предпосылок для улучшения жизни населения сейчас нет. Вдобавок с Нового года страну ждет существенный рост налогов - а это удар по предприятиям, дальнейшее сокращение рабочих мест, уход в тень и т.д. Добавьте повышение тарифов ЖКХ, стоимости жизни, инфляцию и рост цен на фоне замораживания зарплат… В общем, понятно.
Как это все относится к Манежке? Имейте терпение, мы сейчас поймем. Как сообщает нам Тед Роберт Гарр в своей крайне полезной книге «Почему люди бунтуют», люди бунтуют не тогда, когда им плохо - это заблуждение. Люди бунтуют, когда им стало на время лучше, а потом опять стало хуже. Эффект обманутых ожиданий и все такое прочее.
Сейчас идет как раз такой период обманутых ожиданий - на выходе из первой волны кризиса жить стало немного лучше, потом опять хуже, а будет еще хуже. Это вызывает недовольство, раздражение, чувство унижения, гнев.
Что делать с недовольством населения, когда оно есть? Выплеснуть его некуда - сейчас у людей сплошь и рядом нет возможности повлиять на то, что происходит, даже в рамках муниципалитета, не говоря уже о всей стране. Однако постоянно высокий уровень недовольства - это пар, который распирает котел. Может рвануть, и сильно. Первыми ласточками уже были митинги в Калининграде, Пикалево, Междуреченск и проч.
Что же делать? Правильно, надо дать этому пару канал для выхода.
Как сделать канал для выхода пара, который был бы эффективен? Найти Чужого, которого можно объявить виновником всех бед. Собственно, ничего нового тут нет - в свое время в веймарской Германии источником всех бед служили евреи, в России сейчас кавказцы. Факт тот, что на Чужого можно безопасно обратить недовольство «широких народных масс». Тем более что бытовой расизм создает для этого благодатную почву. Кроме того, нравится это нам или нет, межэтнические противоречия действительно существуют и проблема тут действительно есть. Можно ее решать - а можно использовать для стравливания пара.
Пар стравливается организованно. Внимательный просмотр фотографий с Манежки позволяет увидеть в толпе «разогревающих», контролеров и лидеров. И это не те люди, которые лезут в объектив или дерутся с ОМОНом. Контролеры и лидеры держатся сзади, они направляют события, а не участвуют. Главное, не надо заблуждаться, будто все происходит стихийно. Так могли думать участники митинга, но они и должны так думать.
Помимо хорошей организованности, обращают на себя две вещи: высокая медийность (много СМИ, прямой эфир, говорят, чуть ли не с начала митинга) и странная растерянность ОМОНа. Подкрепление прислали далеко не сразу, в метро подкрепления и милицейского кордона не было вообще. Впрочем, это совершенно не кажется странным, если предположить, что у ОМОНа и не стояло задачи справиться с митингом, а стояла задача удержать его в определенных рамках, но не более.
В ситуации на Манежной отработан механизм №1: создание масштабного канала для стравливания пара, управление толпой, разогрев толпы на столкновения с ОМОНом. Впереди - отработка механизма №2, то есть уже больших погромов и больших столкновений с национальными диаспорами, которых тоже будут «притравливать». Таким образом, есть риск, что события будут не только повторяться, но и становиться хуже. Основные события затронут Москву и Петербург, но, возможно, еще какие-то города. Потом, разумеется, пройдет «зачистка», но это будет уже под выборы. Как минимум, ближайший год национализм будут подогревать, потому что недовольство населения надо куда-то направлять - ну, выше мы об этом говорили».
Что остаётся в условиях, когда все «идеологические» выводы из случившегося погрома ожидаемы, просчитываемы, и будут использованы для дальнейшей манипуляции? Чтобы не дать запустить «отработку механизма №2», о которой сказано выше?
Наверно, единственное. К нам «
дух насилья рвётся в дом», его надо остановить или, по крайней мере, не лить масла в огонь.
«Никаких новых запретов (на сборища, на "экстремистскую идеологию"), но жесточайший спрос за расследование "межнациональных преступлений". Как убийства спартаковца, так и десятков (сотен?) сегодняшних нападений (пока нет данных, были ли среди них убийства или "только" причинения особо тяжких) [
и воскресных нападений, где есть и убитые]. И - увольнение виновных в халатности, громкое. В конце концов, погромы происходили в поле зрения многочисленных камер видеонаблюдения».
Плюс «пресекать все попытки извлечь из трагедии политические дивиденды - переводить стрелки на русских (как будто это русские, а не кремлевские оплатили, настропалили и отправили на дело всю эту банду) или врать, как Нургалиев, о «леворадикальной молодёжи» (редкий случай моего согласия с
этим юзером, но умную мысль надо воспринимать от любого лица, даже сугубо отталкивающего, дух веет где хочет).
И, конечно,
нельзя делать вид, что ничего не происходит, если происходящее недопустимо.
Всем погибшим, независимо от национальности и вероисповедания, вечная память.