Сенокос влияет на социальную эволюцию, меняя направление полового отбора.

May 17, 2020 18:59


Саванные овсянки Passerculus sandwichensis - вид, характеризующийся исключительным полиморфизмом социальной структуры группировок (или полиморфизмом жизненных стратегий особей, практикующих разные типы отношений в разных ситуациях). Часть пар моногамна, большая часть ухаживаний адресуется партнёру, и подавляющая часть спариваний происходит внутри пары. Другая часть самцов полигинна, активно ищет успеха у чужих самок помимо собственной, их партнёрши также практикуют внебрачные копуляции, так что внебрачных птенцов в гнезде бывает довольно много. Иными словами, полигиния у этого вида коррелирует с высоким уровнем внепарного отцовства, и наоборот.

В исследовании «Agricultural management affects evolutionary processes in a migratory songbird», опубликованном в Molecular Ecology,  показано, что увеличение доли обкашиваемых площадей (она сейчас доходит до 40% травянистых биотопов, заселяемых данным видом в районе исследований) работает в пользу первой стратегии, и против второй, меняя направление полового отбора.


Дело в том, что в отсутствии сенокоса высокие травостои позволяют довести до максимума синхронность гнездования разных самок, поскольку первые кладки не гибнут. Реальная синхронность гнездования разных самок определяется вариацией в уровне внепарного отцовства - часть самок образует нормальные пары, часть оказывается вторыми самками на участках полигинных самцов, или несётся от внебрачных копуляций и в итоге они гнездятся все разом.

Там же, где травостой скашивают, одновременная гибель гнёзд драматически снижает индекс внепарного отцовства, и делает гнездование асинхронным (первые кладки в основной массе гибнут, и успех гнездования определяется способностью сделать и выкормить повторную кладку, а тут прочность брачных связей со «своей» партнёршей важнее, чем интенсивность копуляций с чужими). Соответственно растёт степень моногамии и моногамны самцов, а у полигинических - способность контролировать отцовство в собственных гнёздах. На 30% возрастает изменчивость внутрипарного успеха  оплодотворения. Сексуально активные, но не очень эффективные в коммуникации с собственной партнёршей «неверные» самцы, представители второй стратегии не могут «добрать» норму этого самого успеха за счёт внебрачных копуляций и прочей «теневой стороны» социальных отношений, так что проигрывают в сравнении с «хорошими семьянинами» и «отцами».

Более высокая эффективность брачной коммуникации самца и самки в паре перед началом интенсивных копуляций, после которых следует яйцекладка, поддерживает частоту спариваний на более высоком (и, главное, более устойчивом) уровне, что сильно повышает вероятность оплодотворения в каждой из них. Но для этого требуется  преимущественное обращение брачной активности партнёров друг на друга, а не на «третьих особей».

Иными словами, в условиях сенокоса как дополнительного фактора риска в данном биотопе выигрывают самцы, вкладывающиеся преимущественно в устойчивость брачных связей и большую эффективность коммуникации с собственной партнёршей. Это ограничивает круг возможных объектов для спаривания рамками данной пары, но зато максимизирует частоту и успешность копуляций. Напротив, «неверные» самцы (чаще полигинные, но и некоторые моногамные) спариваются с широким кругом самок, преимущественно чужих, но «теневым способом», без регулярного и длительного обмена брачными демонстрациями, который обязателен между партнёрами в период консолидации пары. Поэтому внебрачные спаривания по сравнению с внутрипарными носят во многом «принудительный характер» и менее эффективны в плане вероятности оплодотворения, особенно взятой в отношении к частоте копуляций.

У представителей второй стратегии платой за «сексуальную свободу» служит меньшая вероятность оплодотворения в собственной паре; в необкашиваемых биотопах это ещё несущественно, в обкашиваемых - уже имеет значение. В результате таких изменений в уровне приспособленности у самцов, следующих разным стратегиям, возможности для полового отбора увеличиваются более  чем вдвое, на 110% вырастают различия по эффективности внутрипарных копуляций, происходящих сразу же после гибели первых гнёзд от скашивания (у «верных» самцов этот параметр скорей увеличивается, у «неверных» - падает).

Сейчас обкашиванию в начале июня подвергается до 40% площадей биотолпов этого вида, поэтому данный фактор имеет существенное значение в соцальной эволюции данного вида (заключают авторы…).

P.S. И поделюсь радостью от маленького природоохранного открытия за вчера. Считается что рыжие лесные муравьи, строящие крупные высокие муравейники, исчезли с территории Москвы уже 15 лет как (последний муравейник был в городской части Лосиного острова у МКАД). Но вот вчера вместе с Ю.А.Насимовичем нашли крупный муравейник, не менее чем 1,4 м. высотой, в городской части между кВ.14 и 15 - в двух метрах от дороги и в км. от Ярославского шоссе. Так что придётся этот вид переносить из нулевой категории Красной книги Москвы в первую


брачное поведение, популяционная биология, этология, певчие птицы, орнитология, социальная организация, альтернативные стратегии, микроэволюция, охрана природы, образование пары

Previous post Next post
Up