«Удивительно высоко развитые способности голубей к распределению объектов внешнего мира на категории были выявлены еще в середине прошлого века. Птицы были обучены указывать, какая из предъявляемых фигур больше похожа на образец. Они дотрагивались клювом до соответствующих слайдов и получали вознаграждение, если выбранная картинка в наибольшей степени соответствовала той, что служила образцом.
Оказалось, что голуби хорошо распознают встречающиеся в природе образы и, по-видимому, формируют соответствующие абстрактные категории. Их можно научить распознавать фотографии с водой и без нее, с деревом и без него, с человеком и без человека. Они способны на такие различения и в том случае, если значимый признак проявляется по-разному. Так, например, голубь опознает воду в форме капель, бурной реки или спокойного озера, человека выделяет независимо от того, одетый он или голый, один или в толпе.
Усвоив, что, по условиям опыта, нужно указывать на слайды с изображением деревьев, голуби узнавали их на любых новых картинках, было ли это отдельно стоящее дерево, кромка леса или даже отражение дерева в воде. Птицы безошибочно отличали деревья от кустарников и даже от сфотографированной крупным планом ботвы сельдерея. Способности
к распознаванию не ограничивались объектами, экологически значимыми для голубей. Например, они с такой же легкостью оперировали категорией «рыба» (картинки с рыбами и без), когда им показывали слайды подводных рифов, а ведь с подобными объектами голуби в своей жизни не сталкиваются. Обобщения такого типа были названы «естественными понятиями» [Herrnstein, Loveland, 1964].
Как это часто бывает, дальнейшая детализация экспериментов несколько запутала представления исследователей о способности голубей к формированию обобщений. Так, голуби продолжали «считать» человеком и карикатурные изображения, а также картинки, где разные части (например, голова и ноги) менялись местами.
После того как оказалось, что голуби неплохо сортируют по категориям картины кубистов и импрессионистов [
Watanabe et al., 1995], их способности к категоризации многие стали считать артефактом, а авторы получили за свое исследование шуточную Игнобелевскую премию. Однако С. Ватанабе упорно продолжал эксперименты, и в работах последних лет достаточно убедительно показал, что голуби и люди используют сходные визуальные признаки при анализе живописных произведений. Это касалось как образцов высокого искусства, так и работ школьников, обучающихся рисованию: здесь оценки голубей и учителей полностью совпали [Watanabe, 2001; 2009]».
Ж.И.Резникова.
Когнитивное поведение животных См. подробнее - Людвиг Хубер.
Визуальная категоризация у голубей.
***
Вопреки столь чарующему
сходству возможностей визуального распознавания и категоризации объектов у голубей и людей, эти процессы у них и нас, видимо, отличаются механизмом.
У них они происходят «автоматически», машинообразно и не связаны с образованием ментальных репрезентаций объекта, а у нас - понятное дело, связаны, на что
уходит время, пропорциональное сложности задачи. А у голубей не уходит, что и говорит об «инстинктивности-автоматизме реакции» (корректируемой и направляемой обучением, но без внутренних представлений, которые животное могло бы вырабатывать и использовать для распознавания далее, как .некие руководящие идеи). См.
mental rotation.
В то же время у крыс такие идеи
есть - животное не просто обучается реагировать на стимулы и решать задачу, исходя из образованных ассоциаций, но «судит о причинности», «решая для себя», какая из множества ассоциаций указывает на реальную причину важного для них явления и дальше держится этой гипотезы в деятельности. Они также способны обобщить собственный жизненный опыт и вести себя в соответствии с выведенными из опыта правилами,
и т.д.