Голуби как искусствоведы и классификаторы

Apr 12, 2020 18:29


«Удивительно высоко развитые способности голубей к распределению объектов  внешнего мира на категории были выявлены еще в середине прошлого века. Птицы были обучены указывать, какая из предъявляемых фигур больше похожа на  образец. Они  дотрагивались клювом до соответствующих слайдов и получали  вознаграждение,  если  выбранная картинка в  наибольшей степени  соответствовала  той,  что  служила  образцом.


Оказалось,  что  голуби  хорошо  распознают  встречающиеся в природе образы и, по-видимому, формируют соответствующие абстрактные категории. Их можно  научить  распознавать фотографии  с  водой и без нее,  с  деревом и без  него,  с  человеком  и  без  человека.  Они способны на такие различения и в том случае, если значимый признак проявляется по-разному. Так, например, голубь  опознает воду в форме капель, бурной реки или спокойного озера, человека выделяет независимо от того, одетый он или голый, один или в толпе.

Усвоив, что, по условиям опыта, нужно указывать на слайды с изображением  деревьев, голуби узнавали их на любых новых  картинках,  было  ли  это  отдельно  стоящее дерево, кромка леса или даже отражение дерева в воде. Птицы безошибочно отличали деревья от кустарников и даже от сфотографированной крупным планом ботвы сельдерея.  Способности  к распознаванию  не ограничивались объектами, экологически значимыми для голубей. Например, они с такой же легкостью оперировали категорией  «рыба»  (картинки  с  рыбами  и  без), когда им показывали слайды подводных рифов, а ведь с подобными объектами голуби в своей жизни не сталкиваются. Обобщения такого типа были названы  «естественными понятиями»  [Herrnstein,  Loveland, 1964].

Как это часто бывает, дальнейшая детализация экспериментов несколько запутала представления исследователей о способности голубей к формированию обобщений. Так, голуби продолжали  «считать» человеком  и карикатурные изображения,  а также картинки, где разные части  (например, голова и ноги) менялись местами.

После того как оказалось, что голуби неплохо сортируют по категориям картины кубистов и импрессионистов  [Watanabe  et al., 1995], их способности к категоризации многие стали считать артефактом, а авторы получили за свое исследование шуточную Игнобелевскую  премию.  Однако  С.  Ватанабе упорно продолжал  эксперименты, и в работах  последних  лет  достаточно  убедительно показал, что голуби и люди используют сходные  визуальные  признаки  при  анализе живописных произведений. Это касалось как  образцов  высокого искусства,  так и  работ  школьников,  обучающихся  рисованию: здесь оценки голубей и учителей полностью совпали [Watanabe, 2001; 2009]».

Ж.И.Резникова. Когнитивное поведение животных

См. подробнее - Людвиг Хубер. Визуальная категоризация у голубей.

***

Вопреки столь чарующему сходству возможностей визуального распознавания  и категоризации объектов у голубей и людей, эти процессы у них и нас, видимо,  отличаются механизмом.

У них они происходят «автоматически», машинообразно и не связаны с образованием ментальных репрезентаций объекта, а у нас - понятное дело, связаны, на что уходит время, пропорциональное сложности задачи. А у голубей не уходит, что и говорит об «инстинктивности-автоматизме реакции» (корректируемой и направляемой обучением, но без внутренних представлений, которые животное могло бы вырабатывать и использовать для распознавания далее, как .некие руководящие идеи). См. mental rotation.

В то же время у крыс такие идеи есть - животное не просто обучается реагировать на стимулы и решать задачу, исходя из образованных ассоциаций, но «судит о причинности», «решая для себя», какая из множества ассоциаций указывает на реальную причину важного для них явления и дальше держится этой гипотезы в деятельности. Они также способны обобщить собственный жизненный опыт и вести себя в соответствии с выведенными из опыта правилами, и т.д.

интеллект животных, этология, орнитология, обучение, инстинкт, зоопсихология, ссылки, книги

Previous post Next post
Up