Афины (основанные на гражданском равенстве и прямой демократии): «…единодушное осуждение беспрецедентной демократии города мыслителями, олицетворявшими его беспримерную культуру - Фукикидом, Сократом, Платоном, Аристотелем, Исократом или Ксенофонтом. Афины так никогда и не создали никакой демократической теории - практически все выдающиеся
(
Read more... )
прав человека и гражданина, прав трудящегося и эксплуатируемого народа etc. Потому что в первом случае государство есть предприятие одного человека и собранной им «группы поддержки», и очень часто заканчивается на его сыне либо внуке; гос-во того же Мендовга или разных греческих тиранов («счастлив сам тиран или сын его, но не внуки») мало чем отличается от такой же системы легитимного насилия, которые на моей памяти аналогичные группы устанавливали в воинских коллективах. А вот когда есть идеальные формы разрешения конфликтов, а затем и применения насилия в отношении виновных, вроде суда, закона, священной книги, поддерживающей то и другое, к легитимному отправлению насилия может присоединиться всякий гражданин, а не просто его терпеть как в первом случае. И тогда взаимная борьба граждан по разным поводам, их корпоративная жизнь начинает развивать гос-во, совершенствовать его институты (поскольку находит отражение в суде и законах, и опосредуется изменением законов), а не разрушать его как в первом случае. Т.е. как для капитализма нужен капитал как идеальный регулятор экономики (в т.ч. чтобы появилось понятие о капитале, %% на капитал и т.д. в умах участников экономики), для настоящего гос-ва нужны идеальные регуляторы, делающие применение насилия объективным и обоснованным.
Reply
Reply
Leave a comment