Свобода, равенство и братство

Mar 16, 2020 11:20


Афины (основанные на гражданском равенстве и прямой демократии): «…единодушное осуждение беспрецедентной демократии города мыслителями, олицетворявшими его беспримерную культуру - Фукикидом, Сократом, Платоном, Аристотелем, Исократом или Ксенофонтом. Афины так никогда и не создали никакой демократической теории - практически все выдающиеся ( Read more... )

марксизм, понимание, klassenkampf, всемирная история, революция

Leave a comment

wolf_kitses March 21 2010, 18:42:44 UTC
Соглашаясь про орудие господствующего класса и легитимное насилие (легитимность как отражение господства), при определении гос-ва я бы отделял систему личной власти (при которой легитимное насилие осуществляется живым носителем власти - правителем и его управляющими на конкретных территориях) от собственно государства, когда к кому-то применяют насилие не иначе как через такие идеальные формы, как суд и закон. От Солона «Кто видит несправедливость должен жаловаться в суд», до habeas corpus,
прав человека и гражданина, прав трудящегося и эксплуатируемого народа etc. Потому что в первом случае государство есть предприятие одного человека и собранной им «группы поддержки», и очень часто заканчивается на его сыне либо внуке; гос-во того же Мендовга или разных греческих тиранов («счастлив сам тиран или сын его, но не внуки») мало чем отличается от такой же системы легитимного насилия, которые на моей памяти аналогичные группы устанавливали в воинских коллективах. А вот когда есть идеальные формы разрешения конфликтов, а затем и применения насилия в отношении виновных, вроде суда, закона, священной книги, поддерживающей то и другое, к легитимному отправлению насилия может присоединиться всякий гражданин, а не просто его терпеть как в первом случае. И тогда взаимная борьба граждан по разным поводам, их корпоративная жизнь начинает развивать гос-во, совершенствовать его институты (поскольку находит отражение в суде и законах, и опосредуется изменением законов), а не разрушать его как в первом случае. Т.е. как для капитализма нужен капитал как идеальный регулятор экономики (в т.ч. чтобы появилось понятие о капитале, %% на капитал и т.д. в умах участников экономики), для настоящего гос-ва нужны идеальные регуляторы, делающие применение насилия объективным и обоснованным.

Reply

bdag_med March 22 2010, 12:05:48 UTC
сорри, не в ту ветку ответил

Reply


Leave a comment

Up