Древнее человечества

Nov 13, 2019 01:12


О.Ф.Севастьянов

Сначала мне хотелось бы рассказать об одной из самых любопытных работ этологов. Нидерландцы Франс де Ваал и его коллеги в течение длительного времени наблюдали за колонией шимпанзе с вышки в Арнхемском зоопарке и, в частности, убедились, что истоки нашей рациональности, возможно, лежат не столько в манипулировании орудиями и ( Read more... )

социальная организация, биология человека, проблемы происхождения, этология, антропогенез, приматы

Leave a comment

Comments 69

vwr November 12 2009, 22:29:48 UTC
"всегда ли стоит перебивать ученого"

Когда он пишет вздор - непременно!

Reply

wolf_kitses November 12 2009, 22:34:42 UTC
а в чём вздор, подскажите?

Reply

vwr November 12 2009, 23:01:27 UTC
"Наша политическая деятельность, по-видимому, является той частью эволюционного наследия, которое мы разделяем с нашими ближайшими сородичами".

Reply

я в чём-то с ним согласен wolf_kitses November 12 2009, 23:17:45 UTC
посмотрите PS
http://wolf-kitses.livejournal.com/195198.html#cutid1
политика, и обмен, и интеллект, видимо имеют биологическую предысторию
но не язык и труд, например, и не символизация, создающая культуру

Reply


rezerved November 13 2009, 02:17:39 UTC
"приматологи вынуждены на какой-то срок удалить лидера амазонок Маму и ее соратницу Гориллу" - честно говоря, вот с этого места уже стало неинтересно читать. По той же причине, по какой неинтересно смотреть "Последнего героя". С таким же успехом экспериментаторы могли бы слезть со своей вышки, поселиться среди обезьян и участвовать в политической борьбе. Я честно дочитал до конца, но ничего для себя не почерпнул. По-моему, эксперимент проведён тупо.

Reply

wolf_kitses November 13 2009, 14:36:48 UTC
По той же причине, по какой неинтересно смотреть "Последнего героя". //
я никогда не смотрел "Героя",поэтому не понимаю, что именно вам кажется неправильным.
Тем более что это не эксперимент, а наблюдение за социальной динамикой в группе и способами, которыми отдельные особи могут её направленно менять, пользуясь чужой поддержкой. Заметить, что у не-приматов и у низших обезьян (Нового света) такое невозможно, они могут лишь тупо действовать по видовым правилам. А тут проявление индивидуального понимания социальной структуры и способов, какими её можно менять в своих интересах,понимание сути социальной позиции, на которой находишься ты и т.п. Собственно, это и есть главное открытие де Ваала; даже если Вы считаете что статья Севастьянова это не доносит, почитайте его книги на буржуйском языке, там это чётко показано.

Reply

vwr November 13 2009, 23:35:01 UTC
"Собственно, это и есть главное открытие де Ваала ( ... )

Reply

про уровни организации материи wolf_kitses November 14 2009, 16:40:32 UTC
социальные явления развиваются в соответствии с законами социальной эволюции, появляющимися вместе с человеком, а не до него ( ... )

Reply


tim_o_fay November 13 2009, 02:52:38 UTC
Сразу Козьмы Пруткова изречение про лужу и гадов припомнилось.
Вороньи "стрелки" и "разборки" у помоек - чисто наши 90-е или американские 30-е.

Reply

про лужу - это Щедрин, История одного города wolf_kitses November 13 2009, 14:38:53 UTC
Не только страна, но и град всякий, и даже всякая малая весь, - и та
своих доблестью сияющих и от начальства поставленных Ахиллов имеет, и не
иметь не может. Взгляни на первую лужу - и в ней найдешь гада, который
иройством своим всех прочих гадов превосходит и затемняет. Взгляни на
древо - и там усмотришь некоторый сук больший и против других крепчай-
ший, а следственно, и доблестнейший. Взгляни, наконец, на собственную
свою персону - и там прежде всего встретишь главу, а потом уже не оста-
вишь без приметы брюхо и прочие части. Что же, по-твоему, доблестнее:
глава ли твоя, хотя и легкою начинкою начиненная, но и за всем тем горе'
устремляющаяся, или же стремящееся до'лу брюхо, на то только и пригод-
ное, чтобы изготовлять...
http://www.saltykov.net.ru/lib/sb/book/2384/page/2

Reply

Re: про лужу - это Щедрин, История одного города tim_o_fay November 13 2009, 15:56:20 UTC
Надо же, спутал :( Всё, склероз подкрался незаметно.
Но суть от этого не поменялась ;)

Reply

vwr November 13 2009, 23:12:33 UTC
Вот-вот, на уровне таких аналогий говорить об этом можно.
Но всерьез обсуждать - нет.

Reply


evgeniy_kond November 13 2009, 05:39:14 UTC
Таким образом можно обнаружить политику у любых социальных животных и в любом человеческом коллективе, например, "внутрисемейную политику". А уж сколько политики в казарме или на зоне!!! Так мы просто теряем смысл самого термина политика.

Reply

vwr November 13 2009, 06:27:47 UTC
Безусловно, и я сомневаюсь, что здесь мы имеем дело с наивностью ученого.

Reply

wolf_kitses November 13 2009, 14:40:00 UTC
http://wolf-kitses.livejournal.com/200189.html?thread=4963581#t4963581
+ ответ на следующий коммент VWR

Reply

vwr November 15 2009, 12:08:59 UTC
Насчет "политики" на зоне в другом журнале (одного из участников этого разговора) уже появился такой комментарий: а как же! Конечно, политика. Так что вы оказались совершенно правы: понятие, смысл которого растягивают произвольно, теряет всякий смысл.

Reply


skuchayu November 13 2009, 06:08:49 UTC
Я бы с удовольствием взял этот текст на ethology.ru но не могу понять где кончается ваш текс и начинается О.Ф.Севастьянов

Reply

vwr November 13 2009, 06:29:47 UTC
Вот как? Я был уверен, что весь текст Севастьянова, ведь его имя стоит в заголовке.
Впрочем, это вопрос к Вольфу.

Reply

wolf_kitses November 13 2009, 14:41:11 UTC
Моё - только то, что в квадратных скобках и подписано В.К.,всё прочее - г-на Севастьянова (туда я только ссылки вставлял на упоминаемые им вещи)

Reply

(The comment has been removed)


Leave a comment

Up