Изучение литературного произведения в школе

Nov 07, 2019 23:49


Методологические очерки о методике (1947 год, недавнее переиздание)

Григорий Гуковский

·                     Глава 1

1.                   Что дала и чего еще не дала методика в школе

2.                   О каких проблемах пойдет речь в книге

·                     Глава 2

1.                   Какие опасности подстерегают учителя при противопоставлении или сближении жизни, изображенной в произведениях классиков, с современ­ной жизнью

2.                   Что такое «наивный реализм» в восприятии литературы, в чем его достоинства и недостатки

3.                   Как должен учитель руководить чтением учащихся

4.                   Что такое «чтение по объекту» и почему оно мало воспитывает учащихся

5.                   О чем учителю надо говорить с учениками при изучении литературы и что им ясно и без него

·                     Глава 3

1.                   Почему необходимо целостное изучение литературного произведения и в чем пороки механического разъединения произведения на части

2.                   Что дает и чего не дает школе литературоведческая наука
3.                   Почему формализм и вульгарный социологизм - две стороны одной медали

·                     Глава 4

1.                   В чем принцип методического единства в изучении произведения

2.                   Почему нужно «простое» непредвзятое «читательское» восприятие ли­тературы

3.                   Какие преимущества дает учителю знакомство с «техничес­кими вопросами» искусства

·                     Глава 5

1.                   Почему недостаточно «простого непредвзятого чтения»

2.                   От знания текста к историко-литературному комментарию и от него к анализу

·                     Глава 6

1.                   Почему необходимо изучать художественное произведение во всей полноте его компонентов и каковы критерии их отбора

2.                   Четыре положения, существенные при анализе литературных произведений:

а) включение произведения в круг других произведений, аналогичных по творческому методу;

б) определение исторической и индивидуальной «характерности» произведения и его элементов;

в) возможность продемонстрировать особенности художественного метода на любой части и компоненте произведения;

г) вопрос о сходности, повторяемости деталей и сюжетов, «заимствования» в литературе.

·                     Глава 7

1.                   Еще раз о целях изучения литературы в школе.

2.                   Как мы можем сами того не желая, приучить учащихся к краснобайству и мещанскому эстетству.

·                     Глава 8

1.                   Как направить внимание учащихся к деталям разбираемого произведения:

а) иноязычная лексика в первой главе «Евгения Онегина»;

б) переносы, перебои ритма в «Медном всаднике».

·                     Глава 9

1.                   Как характеристика героев произведения раскрывает идеи писателя:

а) царь Борис в трагедии Пушкина;

б) Германн в «Пиковой даме»;

в) «Старосветские помещики» Гоголя.

·                     Глава 10

1.                   К чему приводит сведение анализа произведения к сумме характеристик.

2.                   Об исторической обусловленности «засилия» изучения образов героев.

3.                   Как надо разбирать «Тараса Бульбу», чтобы осознать повесть как единое целое, а не сумму отдельных образов-характеристик.

4.                   Учить не тому, что легко школьникам, а тому, что им доступно, хотя и трудно, вести их от менее сложного к более сложному, к более трудному.

5.                   Научить учащихся понимать тайны искусства - основная задача преподавания литературы.

Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. - Тула: Автограф, 2000. - 224 с.

СССР, культура, общество

Previous post Next post
Up