Методологические очерки о методике (1947 год, недавнее переиздание)
Григорий Гуковский
·
Глава 1 1. Что дала и чего еще не дала методика в школе
2. О каких проблемах пойдет речь в книге
·
Глава 2 1. Какие опасности подстерегают учителя при противопоставлении или сближении жизни, изображенной в произведениях классиков, с современной жизнью
2. Что такое «наивный реализм» в восприятии литературы, в чем его достоинства и недостатки
3. Как должен учитель руководить чтением учащихся
4. Что такое «чтение по объекту» и почему оно мало воспитывает учащихся
5. О чем учителю надо говорить с учениками при изучении литературы и что им ясно и без него
·
Глава 3 1. Почему необходимо целостное изучение литературного произведения и в чем пороки механического разъединения произведения на части
2. Что дает и чего не дает школе литературоведческая наука
3. Почему формализм и вульгарный социологизм - две стороны одной медали
·
Глава 4 1. В чем принцип методического единства в изучении произведения
2. Почему нужно «простое» непредвзятое «читательское» восприятие литературы
3. Какие преимущества дает учителю знакомство с «техническими вопросами» искусства
·
Глава 5 1. Почему недостаточно «простого непредвзятого чтения»
2. От знания текста к историко-литературному комментарию и от него к анализу
·
Глава 6 1. Почему необходимо изучать художественное произведение во всей полноте его компонентов и каковы критерии их отбора
2. Четыре положения, существенные при анализе литературных произведений:
а) включение произведения в круг других произведений, аналогичных по творческому методу;
б) определение исторической и индивидуальной «характерности» произведения и его элементов;
в) возможность продемонстрировать особенности художественного метода на любой части и компоненте произведения;
г) вопрос о сходности, повторяемости деталей и сюжетов, «заимствования» в литературе.
·
Глава 7 1. Еще раз о целях изучения литературы в школе.
2. Как мы можем сами того не желая, приучить учащихся к краснобайству и мещанскому эстетству.
·
Глава 8 1. Как направить внимание учащихся к деталям разбираемого произведения:
а) иноязычная лексика в первой главе «Евгения Онегина»;
б) переносы, перебои ритма в «Медном всаднике».
·
Глава 9 1. Как характеристика героев произведения раскрывает идеи писателя:
а) царь Борис в трагедии Пушкина;
б) Германн в «Пиковой даме»;
в) «Старосветские помещики» Гоголя.
·
Глава 10 1. К чему приводит сведение анализа произведения к сумме характеристик.
2. Об исторической обусловленности «засилия» изучения образов героев.
3. Как надо разбирать «Тараса Бульбу», чтобы осознать повесть как единое целое, а не сумму отдельных образов-характеристик.
4. Учить не тому, что легко школьникам, а тому, что им доступно, хотя и трудно, вести их от менее сложного к более сложному, к более трудному.
5. Научить учащихся понимать тайны искусства - основная задача преподавания литературы.
Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. - Тула: Автограф, 2000. - 224 с.