Как часто люди думают о самих себе, насколько "я любимый" значим для самого себя в собственных мыслях? Это было исследовано в работе американских психологов
Михай Чиксентмихайи и Томаса Фигурски. Они попросили 107 служащих в возрасте от 19 до 63 лет, работавших в пяти разных компаниях, чтобы они неделю подряд носили с собой пейджеры. В период между 7.30 утра и 10.30 вечера пейджеры подавали звуковой сигнал через случайные интервалы времени, всего 7 или 9 раз за день.
По сигналу испытуемые отвечали на ряд вопросов о своих действиях, настроениях и мыслях в данный момент. Затем авторы провели контент-анализ ответов по ряду категорий, включающих в том числе мысли о самом себе ("Какая я ленивая была сегодня", "Болит" или "Почему я такой толстый").
Результаты показывают, что о самих себе люди думают очень редко (табл.1).
Таблица 1. %% мыслей, попадающих в каждую категорию
Работа - 16%
"Нет мыслей" - 14%
Время дня - 12%
Домашние хлопоты - 12%
Отдых - 9%
Я - 8%
Другие люди - 8%
Прошедший разговор - 7%
Телевидение и радио - 6%
Мысли общего характера - 4%
Еда - 2%
Мысли о программе исследований - 2%
Чаще всего испытуемые думали о работе, домашних хлопотах, и времени - то есть тех социальных влияниях, которые "подстёгивают" индивида в том "процессе обработки людей людьми", который представляет собой общественная жизнь и который образовывает (Bildung) личность как скульптор - отсекает лишнее.
[Поэтому Л.С.Выготский определяет воспитание как социальный отбор, который в какой-то степени ведёт к раскрытию его личности, а в какой-то степени - к канализации его возможностей (то и другое часто сочетается, и существенна именно их пропорция в обществе в целом или в отдельных "частях", слоях общественного организма, ведь воспитание это не индивидуальный, а кооперативный, массовидный процесс):
"...ребенок обладает множеством социальных возможностей. Из него могут выработаться самые различные личности. "Ребенок,- говорит Франк, - "воображающий" себя разбойником, солдатом или лошадью и "изображающий" из себя эти существа, в действительности более прав, чем его родители или ученые-психологи, видящие в нем только маленькое, беспомощное существо, живущее в детской. Ибо под этой внешностью действительно таится потенциальный запас сил и реальностей, не вмещающихся во внешнепредметную реальность его жизни. В этом маленьком существе действительно живут силы и стремления и разбойника, и солдата, и даже лошадей; оно фактически есть нечто неизмеримо большее, чем то, чем кажется постороннему наблюдателю"… В ребенке потенциально заключено множество будущих личностей, он может стать и тем, и другим, и третьим. Воспитание производит социальный отбор наружной личности. Из человека как биотипа, оно путем отбора формирует человека как социотипа". То есть, с одной стороны, всякое общество производит разные виды личностей «по себе» и «для себя», с другой - более сложное (более прогрессивное) общество производит более сложных (более развитых) личностей - В.К.].
Фактически ответ "никаких мыслей" встречается чаще, чем мысли о себе. То есть даже когда мы погружаемся в интроспекцию, то это обычно не является когнитивной деятельностью - это
анализ социальных влияний, со
следующими из них этическими оценками и (бывает) альтруистическими выводами
[соответственно, подробное исследование «Я»-
концепции показывает, что она формируется в первую очередь в эмоциональной сфере, а не в сфере самопознания. И если эмоциональное «я» формируется само собой, нечувствительно для сознания, то для интеллектуального понимания, «кто я такой» нужно умственное усилие, причём связанное не с интроспекцией, а с наблюдением за тем «кем меня считают (близкие, значимые) люди», каково их реагирование на разные проявления «меня», чтобы потом из этих проявлений, как из кусочков мозаики, этого «меня» собрать - В.К.].
Кроме того, интересно качество этих 8% мыслей о себе. Чикжентмихалый и Фигурски обнаружили, что мысли людей о себе чаще всего неприятны. Когда испытуемые сосредотачивались на самих себе, они думали в основном о том, насколько они соответствуют собственным идеалам и моральным устоям [слово "собственным" я бы тут взял в кавычки - и идеалы, моральные устои осознаются как собственные и соответственно защищаются именно тогда, когда они нечувствительно имплементированы в нас обществом,
тем ансамблем социальных влияний, в перекрестье которого вырастает, формируется соответствующая личность, как столон в дифференцированной колонии полипов - В.К.].
Источник
Csikszentmihalyi, M. & Figurski, T. J. (1982). Self-awareness and aversive experience in everyday life // Journal of Personality, 50, 15-28.
Эти исследования были продолжены
S.Nolen-Hoekskema. Ей удалось выделить специфическую подгруппу мыслей о себе - размышления о собственных чувствах.
Oказалось, что люди, которые много размышляют о себе, более депрессивны, чем всякие другие, а женщины более, чем мужчины, склонны к этого рода мыслям. Вполне логично: как говорил кто-то из хасидских цадиков (до этих исследований) если вы будете рассуждать о себе, депрессия вам обеспечена. Подумайте о том, как помочь кому-нибудь другому - и желательно радикально другому, "дальнему"