Энгельс об антисемитизме

Feb 13, 2019 21:43


ИЗ ПИСЬМА ОДНОМУ ЧАСТНОМУ ЛИЦУ *  В ВЕНЕ 70

...Но не наделаете ли вы с антисемитизмом больше вреда, чем добра, - вот о чем прошу я вас поразмыслить. Антисеми­тизм - это признак отсталой культуры, и поэтому имеет место только в Пруссии и Австрии, да еще в России. Если бы здесь, в Англии, или в Америке кто-нибудь вздумал проповедовать антисемитизм, его бы просто высмеяли, да и в Париже г-н Дрю­мон своими сочинениями - а они несравненно умнее писаний немецких антисемитов - производит лишь ничтожную, минут­ную сенсацию, не оказывающую никакого действия. К тому же теперь, когда он выступает кандидатом в муниципальные советники, ему самому приходится заявлять, что он такой же противник христианского капитала, как и еврейского! А ведь г-на Дрюмона стали бы читать, если бы он даже высказывал противоположное мнение.

В Пруссии распространителем антисемитизма является мел­кое дворянство, юнкерство, получающее 10 000 марок дохода, а расходующее 20 000 марок и попадающее поэтому в лапы ростовщиков; и в Пруссии и в Австрии антисемитам хором подпевают гибнущие от конкуренции крупного капитала мелкие буржуа: цеховые ремесленники и мелкие лавочники. И если уничтожает эти насквозь реакционные классы обще­ства, то он делает то, что ему надлежит делать, и делает хорошее дело - все равно, является ли он семитским или арийским, обрезанным или крещеным; он помогает отсталым пруссакам и австрийцам двигаться вперед, способствует тому, чтобы они достигли, наконец, современного уровня развития, при котором


*  - И.  Эренфрейнду.   Ред.

54

все прежние общественные различия растворяются в одной великой противоположности между капиталистами и наемными рабочими. Только там, где этого еще нет, где еще не существует сильного класса капиталистов, а следовательно и сильного класса наемных рабочих; где капитал еще слишком слаб, чтобы овладеть всем национальным производством, и поэтому главной ареной его деятельности является фондовая биржа; где производство, следовательно, находится еще в руках кре­стьян, помещиков, ремесленников и тому подобных классов, сохранившихся от средневековья, - только там капитал яв­ляется преимущественно еврейским, и только там имеет место антисемитизм.

Во всей Северной Америке, где существуют миллионеры, богатство которых лишь с трудом можно выразить в наших жалких марках, гульденах или франках, среди этих миллио­неров нет ни одного еврея, и Ротшильды являются просто нищими рядом с этими американцами. Даже здесь, в Англии, Ротшильд - это человек со скромными средствами по сравне­нию, например, с герцогом Вестминстерским. Даже у нас на Рейне, откуда мы 95 лет тому назад с помощью французов прогнали дворянство и создали современную промышлен­ность, - где там евреи?

Антисемитизм, таким образом, - это не что иное, как реак­ция средневековых, гибнущих общественных слоев против современного общества, которое состоит в основном из капита­листов и наемных рабочих; он служит, поэтому, лишь реак­ционным целям, прикрываясь мнимосоциалистической маской; это уродливая разновидность феодального социализма, и мы не можем иметь с ним ничего общего. Если он оказывается возможным в какой-нибудь стране, то это лишь доказывает, что капитал там еще недостаточно развит. В настоящее время капитал и наемный труд неразрывно связаны друг с другом. Чем сильнее капитал, тем сильнее класс наемных рабочих, тем ближе, следовательно, конец господства капиталистов. Нашим немцам, а к ним я причисляю и венцев, я желаю поэтому по­истине бурного развития капиталистического хозяйства и вовсе не желаю, чтобы оно коснело в состоянии застоя.

К тому же антисемитизм извращает истинное положение дел. Он даже не знает этих евреев, против которых он вопиет. Иначе ему было бы известно, что здесь, в Англии, и в Америке - благодаря восточноевропейским антисемитам, а в Турции бла­годаря испанской инквизиции имеются тысячи и многие ты­сячи еврейских пролетариев, и именно эти еврейские рабочие подвергаются наиболее жестокой эксплуатации и влачат самое

55

нищенское существование. У нас здесь, в Англии, за последний год произошли три стачки еврейских рабочих80, - как же можно говорить об антисемитизме как о средстве борьбы против капитала?

Кроме того, мы евреям очень многим обязаны. Не говоря уже о Гейне и Бёрне, Маркс был чистокровным евреем; евреем был Лассаль. Многие из наших лучших людей - евреи. Мой друг Виктор Адлер, который теперь расплачивается за свою преданность делу пролетариата заключением в венской тюрьме, Эдуард Бернштейн, редактор лондонской газеты «Sozialdemo­krat», Пауль Зингер, один из наших лучших депутатов рейхс­тага, - все это люди, дружбой которых я горжусь, и все они - евреи! Журнал «Gartenlaube» 81 даже и меня сделал евреем, и во всяком случае, если бы мне пришлось выбирать, так лучше еврей, чем «господин фон»!

Лондон, 19 апреля 1890 г.

Напечатано в «Arbeiter-Zeitung» № 19,

9 мая 1890 г.

Фридрих Энгельс

Печатается по тексту газеты

Перевод с немецкого

79 Данное письмо является ответом Энгельса австрийскому банковскому служащему Эренфрёйнду. Последний в письме к Энгельсу от 21 марта 1890 г.  сообщил, что среди членов клуба чиновников венских банков­ ских и кредитных учреждений, к которому он принадлежит, а также среди некоторой части населения Вены широкое распространение получает антисемитизм в форме пропаганды борьбы против еврейского капитала. Ответ Энгельса Эренфрёйнду был опубликован в «Arbeiter-Zeitung» № 19, 9 мая 1890 г. под заглавием «Фридрих Энгельс об антисемитизме». Публикация сопровождалась следующим примеча­нием редакции: «Едва ли нужно указывать, что мы печатаем данное письмо с обоюдного согласия как автора, так и адресата». Имя адресата в публикации не было указано.

Письмо Энгельса было перепечатано под тем же заглавием в га­зете «Berliner Volksblatt» № 109, 13 мая 1890 г. и в немецком со­циально-политическом еженедельнике «Das Recht auf Arbeit» («Право на труд») № 315, 28 мая 1890 года. - 53.

80  Энгельс имеет в виду следующие стачки еврейских рабочих в Лондоне: портных   и   меховщиков   в   августе - сентябре   1889   г.,   булочни­ков в ноябре 1889 г. и сапожников в марте - апреле 1890 года. Эти стачки закончились удовлетворением хозяевами требований рабочих. Портные, меховщики и булочники добились установления десятичасо­вого рабочего дня вместо четырнадцати - шестнадцатичасового,   а са­пожники - замены домашнего труда трудом в мастерских и согласия хозяев на введение трудового арбитража. - 55.

81  «Die   Gartenlaube»  («Беседка») - немецкий  еженедельный литератур­ный   иллюстрированный   журнал   мелкобуржуазного   направления, выходил в Лейпциге с 1853 года. - 55.

Источник: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. Т. 22.

http://libelli.ru/works/53.htm

история евреев, идеология, коммунизм, капитализм

Previous post Next post
Up