Копенгаген, ч. 6. Эльсинор и Кронборг

Sep 01, 2014 23:22




Ну что ж, вернемся, наконец, в Копенгаген. А там сядем на пригородный поезд и прокатимся в Эльсинор.

В электричке можно сесть где угодно - рейзекорт место никак не регламентирует. Хочешь - в тамбуре у выхода, хочешь - в более комфортабельной части вагона, где и столики есть, и подголовники по высоте регулируются.



В поезде, к слову, обещан вайфай, но работает он неважно.

Ну что ж, через полчаса мы на месте.

Эльсинор известен на весь мир в первую очередь благодаря "Гамлету" Шекспира. Местный вокзал сходу напоминает о другой известной пьесе драматурга.


Джульетта несколько фривольна на мой вкус.

Здание вокзала и внутри весьма симпатично.






И сам городок тоже уютный.












Пройдемся по набережной.



В порт, тем временем, прибывают большие корабли.






А мы идем дальше, и вот уже замок видно.



Да, необходимо сказать, что этот самый замок, в котором, собственно, происходят события "Гамлета", обычно и считают Эльсинором. В действительности же Эльсинор - это город, а замок носит имя Кронборг. О его предназначении и о том, чем именно он был знаменит на всю Европу, еще поговорим.



Ну, а пока мы подошли к зданию Культурной Гавани (Kulturhavn).





Это весьма амбициозный проект Эльсинора, призванный резко обогатить тамошнюю культурную жизнь. В Гавани постоянно проходят различные концерты, выставки и выступления, так что практически круглый год есть, что посмотреть. Жаль, мое время в Дании было ограничено, так что ни одного мероприятия посетить не удалось. А еще там поблизости новый морской музей есть. Его, как и Культурхавн, строил какой-то крутой архитектор, и внутри тоже должно быть очень интересно. Но, в другой раз.

Кстати говоря, датчане слово havn (гавань) очень любят. И столица København называется, что буквально означает "торговая гавань", и аэропорт у них Lufthavn ("летная гавань").

Копенгагенскую Русалочку знают все, хотя смотреть там особо не на что, честно говоря. Но мало кто знает, что в Эльсиноре есть Русал!



Ну что ж, пора и в Кронборг!












Вокруг замка плавают лебеди.






Не жарко, но солнечно - отличная погода для прогулок.



А вот и внутренний двор.






Впервые "Гамлета" поставили прямо на этом месте в честь 200-й годовщины со дня смерти Шекспира. Теперь такие постановки проходят регулярно, в рамках ежегодного фестиваля.

Временами, интерпретации бывают довольно неожиданными: японский Гамлет, арабский Гамлет, роль Гамлета в хип-хоп культуре.



Из внутреннего дворика можно попасть в четыре места: казематы дворца, церковь, магазин сувениров и королевские покои. Можно бродить самостоятельно, можно скачать по вайфаю аудиогид (у меня не вышло, и даже охранник, увы, помочь не смог), а можно взять один из туров за дополнительную плату. На экскурсию, посвященную Гамлету, я не успел, так что взял "Беспокойный день при дворе".

Начинаться он должен был только через час, так что я пока направился в казематы.







У входа в подземелья стоит бард.



А рядом с ним - автомат по продаже фонариков по 40 крон штука. Ну, думаю, обойдусь как-нибудь, телефон же есть. Впоследствии оказалось, фонарик таки здесь не лишний.

Но первый зал все еще неплохо освещен, и там дремлет Хольгер (Ожье) Датчанин.


Это такой датский легендарный герой, хотя на самом деле он, вроде как, француз. Считается, что он основал датское государство, совершил немало подвигов, а затем впал в спячку. Но если Дании будет угрожать по-настоящему серьезная опасность, проснется, расправится с врагами и снова ляжет отдыхать до следующего раза.

Хольгер очень популярен в датской культуре, про него и Андерсен сказку написал, как раз когда статую поместили в подземелья Кронборга, и в пропаганде во время войн образ широко использовался, и даже сапоги Датчанин успел порекламировать. В этой же части подземелий на стенах развешены примеры использования светлого образа в массовой культуре, а также краткие сведения о зарубежных аналогах Хольгера.

Идем дальше. Становится темнее.



Изредка тьму разгоняют подсвеченные указатели, чтоб уж совсем не заблудиться, узенькие оконца да отверстия в люках каменных мешков.









Можно заползти в какую-нибудь тесную камеру, дождаться, пока затихнут голоса и шаги других туристов и представить себе, каково было какому-нибудь Теону Грейджою. Ну, только вокруг еще воняло и бегали крысы с сороконожками. А ведь тогдашние узники могли так годами сидеть.

Но казематы использовались не только в качестве тюрьмы. Здесь же и склад, и винный погреб.



Налазивший вдоволь, выходим на поверхность. Фуух.



Вот и время тура подошло.


Появляется Правительница Гардеробной, глава королевского дворцового хозяйства, которой срочно необходимо привести замок в порядок к приезду Фредерика II. Она ведет нас по королевским покоям, рассказывая об истории замка, быте его обитателей и о королевской семье. Все это - не забывая отдавать поручения каждому встречному и довольно остроумно отшивая тех, кто за экскурсию не заплатил. Надо сказать, что тон поручений настолько уверен, что противиться никто не пытается :-)



Так мы узнаем, что Эльсинор и Кронборг расположены в крайне стратегически важном месте. Взгляните:



Вот этот узкий пролив между Данией и Швецией называется Зунд или Эресунн (Øresund). Он - кратчайший способ попасть из Балтийского моря в Северное для целого ряда европейских держав. В 1429 году король Эрик Померанский, восшедший на датский престол и получивший, среди прочего, Эльсинор, придумал как это дело монетизировать. Под предлогом защиты от пиратов он учредил пошлину за пересечение пролива и для контроля за ее сбором заложил крепость Кронборг. Идея оказалась настолько удачной, что впоследствии эта самая Зундская пошлина обеспечивала чуть ли не 2/3 совокупного дохода Дании.

Король Фредерик II, возглавивший Данию в 1559 году, довел идею получения денег из воздуха практически до совершенства, за что очень любим народом. Вот он на портрете справа.



Фредерик стал брать не фиксированную плату за проезд, как короли до него, а некоторый процент от общей стоимости каждого конкретного груза. На тот случай, если капитан пытался обмануть проверяющих и занизить стоимость содержимого трюмов, король имел эксклюзивное право тут же выкупить груз по названной цене. Ну, а если корабль вообще не собирался причаливать в Эльсиноре и уклонялся от уплаты, его ждал сюрприз.



Пушки, конечно, не добивали из Кронборга до Эльсинора, но пролив на всей глубине, пригодной для мореходства, простреливали отлично. А кроме пушек в наличии были еще и быстроходные суда.



В таком формате Зундские пошлины просуществовали аж до середины 19 века.

Фредерик превратил крепость в настоящую королевскую резиденцию, где проводил очень много времени. Там же устраивались шикарные приемы и балы. Таким образом, о Кронборге знала практически вся Европа, так что когда перед Шекспиром встал вопрос о том, где именно принцу датскому предстоит вершить свою месть, ответ был очевиден.

Королевский кабинет.



Камин там же.



Обеденный стол.






Пара интересных моментов.

Видите птицу на верхушке пирога? Ее не едят, если что. Она там для того, чтобы показать, какое мясо в начинке.



Там же бокал с пупырышками.


Дело в том, что датская аристократия тех времен не признавали богомерзкие вилки и благородно ела руками. В результате пальцы быстро покрывались жиром, и даже возможность вытереть их о скатерть не очень спасала. Бокалы частенько выпадали из рук, разливались и бились. Ну, а стекло - материал недешевый. Посему было придумано вот такое высокотехнологическое решение.

Греческие боги на потолке.









Гобелены, страшно модные в то время.






Очень красивая резная мебель.









И еще камин.



А вот покои королевы.



Столик.



Еще какая-то комната.



Тоже очень модная тогда китайская тема.






Королевский туалет.


Почти как у Тайвина Ланнистера, кстати.

Заметили, что интерьеры, вообще говоря, довольно аскетичны? Одна из причин - сильный пожар, случившийся в Кронборге в 1629 году. Тогда целиком выгорело множество комнат, и наследник Фредерика II Кристиан IV приложил массу усилий, дабы восстановить замок.

Вот одна из его личных комнат, например.



А это самый длинный зал в Европе - аж 63 метра. Здесь проходили королевские балы.



Дверь, через которую заходили приглашенные.



И камин, как же без него.



От бального зала отходит несколько альковов, чтобы влюбленные парочки могли уединиться. Ну, или чтоб они думали, что уединились - в королевской резиденции у каждой стены есть глаза и уши.



Вновь спускаемся во внутренний двор. Лестницы специально сделаны очень широкими, чтоб королеве было удобно ходить по ним в модных пышных юбках.



Отсюда можно попасть в Кронборгскую церковь.












Алтарь.



И орган.



Резные украшения продолжают радовать.



Ну, и пара слов в заключение.

При Кристиане Кронборг вновь достиг расцвета, пусть его и не удалось целиком восстановить после пожара. Впрочем, новый король любил замок далеко не так сильно как его отец, бывал там реже, да и приемов всяческих проводилось меньше. А при следующем короле грянула Датско-Шведская война, после которой замок отошел шведам. Они, недолго думая, вывезли оттуда почти все ценное и устроили в бывших королевских покоях гарнизон.



Позже замок удалось вернуть и там сначала устроили тюрьму (тут очень пригодились казематы), а потом вновь военную крепость. Только в 1923 году армия, наконец, покинула его стены, и в 1939 году замок открыли для посещений.






И Гамлет, конечно. В 1948 году тут сняли кино о принце датском с Лоуренсом Оливье, и с тех пор понеслось. Может, буду как-нибудь в Дании в подходящее время, да схожу на очередную постановку.



Ну, на сегодня хватит, пожалуй.

Гамлет, Кронборг, Дания, Шекспир, Эльсинор, Копенгаген, Путешествия

Previous post Next post
Up