По Дании очень много тем для разговора накопилось. И каждый день, что характерно, появляются новые. Однако поездка в Стокгольм на выходных принесла с собой настолько мощные впечатления, что мне теперь надо выговориться, уж извините. А не то буду все время ходить с таким выражением лица, как у крестьянки на картинке.
А расскажу я вам про один корабль.
Швеция в свое время, как известно, была весьма могущественной державой. А базировалось ее могущество, в первую очередь, на флоте. И вот с ним в 1625 году случилась беда. Когда корабли курсировали в Рижском заливе, налетел сильный шторм, потопивший сразу десяток суден. И это в преддверии войны с Польско-Литовским княжеством!
Тогдашний шведский король Густав II Август отдал приказ срочно восполнить потери. Была заказана постройка нескольких крупных боевых кораблей, среди которых особенно выделялся величественный флагман "Васа".
Требования к нему король сформулировал предельно четко: чтоб был огромный и роскошно отделанный, чтоб пушек было побольше, и чтоб готов был как можно скорее!
Надо сказать, строили корабли тогда весьма специфическим образом. Конструкционные чертежи? Математические расчеты? Уменьшенная модель корабля? Нет, про такое не слышали. Все, что было у кораблестроителей - это таблицы с пропорциями и опыт постройки предыдущих суден, который предполагалось как-то проецировать на новые. Обмен этим самым опытом между разными мастерами, разумеется, был весьма ограниченным - кто ж захочет раскрывать по-настоящему важные секреты? Тем удивительнее осознавать, что великолепные парусники у них, тем не менее, каким-то образом получались, и даже плавали!
Правда, в основном те, которые не назывались "Васа".
В общем, главный конструктор получил от короля какие-то чудовищные деньги и приступил к делу.
Кораблей такого размера ему строить еще не доводилось, но он, так сказать, решил, что сможет спроецировать тот самый опыт. До спуска на воду этот мастер не дожил (как показали дальнейшие события, к счастью для него), так что завершал строительство уже другой человек. Несмотря на смену руководства, работали таки шустро и управились за неполных три года.
При всех своих особенностях, тогдашнее корабельное дело все-таки предполагало тестирование перед торжественным выходом в море. Проводилось оно так: на палубу поднималось около 30 человек, которые непрерывно бегали между бортами туда-сюда, пытаясь раскачать корабль. В случае Васы отделу тестирования удалось сделать только три пробежки, после чего выяснилось, что еще чуть-чуть, и корабль опрокинется. Король как раз был в отъезде и не видел этого позора, иначе головы полетели бы с плеч в ту же секунду. Адмирал же, который увидел, что на самом деле было построено, должно быть прикрыл лицо ладонью и сквозь зубы произнес: "Значит так. Королю ничего не скажем. А когда будете выходить в море, давайте потихонечку. Авось, как-нибудь обойдется!" Ну, или, что более вероятно, очень грязно и витиевато выругался по-шведски.
А все дело было в совокупности нескольких факторов:
1. "Васа" нес очень много пушек, что вместе с баластом давало большую осадку.
2. Нижняя орудийная палуба располагалась низковато и, в комплексе с первым пунктом, грозила начать черпать воду бойницами даже при не слишком сильном крене.
3. Ширина корабля была недостаточной для того, чтобы компенсировать его высоту.
4. Король очень хотел побыстрее.
Если бы хоть одной из этих проблем не было, того, что случилось, вполне могло не случиться. Вот, к примеру, следом за "Васой" был построен второй почти такой же корабль. Но он был чуточку шире. И ничего, плавал себе долго и счастливо.
Но вот настал великий день. "Васа", переливаясь всеми цветами радуги, что твоя новогодняя елка (да-да, по тогдашним традициям корабли полагалось очень пестро раскрашивать), торжественно отчалил. Команда находилась на борту не одна, а вместе с семьями. Еще бы, такой праздник! Стоит ли говорить, что плавать там умели далеко не все.
Подняли паруса. Подул ветер. Потом он усилился. И "Васа" накренился. Благодаря мастерству команды корабль удалось выпрямить, и он проплыл еще немного. Но следующий порыв ветра завалил судно на бок так сильно, что пушечные борты щедро зачерпнули воду и что-либо исправить стало невозможно. Собравшиеся на берегу, разинув рты, наблюдали, как флагман королевского флота идет на дно, едва выйдя из бухты. Да он и полутора километров-то не прошел!
Особенно, надо думать, зрелище понравилось королю.
Ну, потонул и потонул. Позор тебе, Швеция! Впрочем, в те времена такое с кораблями случалось нередко, учитывая методы построения оных. Казалось бы, нужно забыть все это, как страшный сон, и не травмировать лишний раз национальное самолюбие.
Но.
Прошло 330 лет. И в 1956 году инженер Андерс Франсен вместе с водолазом Пером Эдвардом Фельтингом обнаружили место подводного погребения "Васы". Кроме того, Франсен отметил следующее: в этой части Балтийского моря во-первых, довольно холодно, а во вторых состав воды такой, что морской червь-точильщик там просто не живет. А значит, и дерево все эти годы было грызть некому. Из чего следует, что "Васа" стоит на дне практически в том виде, в котором и затонул!
Так оно и оказалось. Была снаряжена высокопрофессиональная команда, которая начала подготовку к подьему.
На дно опустились водолазы, которые прорыли под кораблем специальные тоннели и продели в них стальные кабели.
В 1960 году Васа, проклятый и забытый корабль-неудачник, встал из своей подводной могилы для того, чтобы совершить еще одно плавание. Он шел к берегу бок о бок с современными кораблями, самостоятельно держась на воде. Он справился.
Не знаю, как вы, но когда я себе это все представляю, у меня мурашки по коже.
"Васу" подняли на берег, и здесь началась его вторая жизнь - гораздо более долгая и славная. Оказалось, что в мире попросту нет находок такого масштаба и подобной степени сохранности. Все более успешные современники "Васы" давным-давно превратились в пыль и труху. А он вот, с нами. Ну, и кто после этого неудачник?
Вокруг "Васы" создали сначала один музей, потом другой, более продуманный, где он сейчас и пребывает во всем своем величии. И должен вам сказать, что редко куда можно вот так запросто прийти, чтобы заключить историю в обьятия.
Он прекрасен. Какое нам дело теперь до тех досадных недочетов? Ведь все остальное в этом корабле выполнено просто превосходно. Мастер знал свое дело. Ну, большую часть времени.
А работали-то вот этим!
Говорят, что сохранилось 98% корабля. Удалось достать со дна даже паруса, которые пришлось разворачивать прямо под водой - на поверхности они просто рассыпались бы.
По частицам красящих веществ была восстановлена приблизительная боевая раскраска.
Таков "Васа" сейчас:
А таким был когда-то:
Да-да, все это призвано было устрашать врага!
Раскрытые бойницы должны были встречать противника оскалом львиных морд.
Да и сами по себе 64 пушки - крайне серьезный аргумент.
По бокам кормы располагались башни для стрелков на случай ближнего боя.
Королю была близка римская тематика. Недаром он Август!
Вот и вдоль гальюна выстроились римские императоры в хронологическом порядке:
А венчает его фигура льва, держащая в лапах герб правящей династии.
Видите сноп на щите? Вот он по-шведски и будет vasa.
Гальюн, прошу заметить, это не только вон то прямоугольное ведро
но и вся эта красивая носовая часть. А рассиживаться на ведре в штормовую погоду было занятием уж точно не для слабых духом!
А вот и образец государственной пропаганды.
Вот этот согбенный гражданин под балкой символизирует обобщенного поляка и его незавидную судьбу после встречи с военной мощью Швеции.
Руль.
И мачты. Их видимая часть - оригинальная, со дна морского.
Только бизань пришлось сделать новую.
Помним и про то, что все это было довольно весело расскрашено. Традиции эпохи.
Вместе с кораблем пошла на дно часть его команды. А еще жены и дети матросов и офицеров. Их останки были подняты со дна.
Здесь тоже была проведена внушительная работа по реконструкции внешности, определению рода занятий человека, его физических особенностей и даже рациона. Ну, и что он делал в последние минуты своей жизни тоже удалось выяснить.
Было:
Стало:
Морякам, кстати, жилось не сладко. Люди, обслуживающие пушки, там на орудийных палубах и жили - подниматься наверх было запрещено. Спали в промежутках между орудиями без каких-либо коек, ели здесь же. Физическое состояние и уровень санитарии можно себе представить, короче. Потому и умереть во время морского сражения в те времена было сравнительно маловероятно. Скорее уж болезнь доконает.
Наказания за проступки тоже радовали. Устроил пожар - тебя же в него и бросят. Украл что-то у товарища - прибьют кинжалом руку к обшивке, так и поедешь до ближайшего порта. А уж что за прекрасная вещь протаскивание под килем! Там лучшим выходом будет сразу захлебнуться - тогда не придется мучительно умирать от порезов ракушками. А то ведь штатный цирюльник, исполняющий обязанности лекаря, только и умеет, что пустить кровь, да провести ампутацию без анестезии и дезинфекции.
Офицерам, конечно, было полегче. У них для сна были довольно просторные общие каюты с выдвижными койками. Там же и король, кстати, мог ночевал, будучи на корабле - Густав любил показать, что он всюду вместе со своими солдатами.
Ну, еще пару слов о сохранении "Васы", и я вас отпущу.
Когда корабль лежал на дне 350 лет, ему угрожало гораздо меньше опасностей чем сейчас, после подъема на поверхность. Здесь и перепады температуры, и микроорганизмы на любой вкус, и нагрузки совсем другие, чем под водой. Для спасения судна делают все, что возможно. "Васу" и все его резные украшения и статуи пропитали полиэтиленгликолем, дабы выдавить из дерева воду, предотвратить растрескивание и усыхание и, заодно, разобраться с разнообразными жучками. Железные гвозди постепенно извлекают из конструкции, заменяя на аналоги из нержавеющей стали. В здании музея поддерживается строгий температурный режим (довольно прохладно). Ну, и куча других мероприятий постоянно проводится.
Однако даже так "Васу" не удастся сохранять вечно. Поэтому все ключевые части и украшения тщательно измеряются дабы можно было изготовить точные копии.
Но даже если в "Васе" придется постепенно заменить все составные части, он все равно останется "Васой".
Ну что же, счастливого плавания! А шведам, превратившим весьма досадное событие в блистательный триумф - огромное уважение.
Будете в Стокгольме - зайдите обязательно. Лично у меня это одно из сильнейших впечатлений от всей поездки.